Из опыта внеклассной работы...

6. _________________________________


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»


Классный час
посвященный 70-летию Курской битвы и
освобождению города Старый Оскол






    Классный руководитель
 6 «а» класса
Лихушина Наталия Ивановна


Старый Оскол -2013



           Учитель:   (слайд 1,2) Этот учебный год особенный для нашей белгородской земли – в   эти дни мы все  отмечаем   70-летие битвы на Курской дуге  и 70-е освобождения нашего родного города в ходе Великой Отечественной войны.
Мы представляем классный час, посвящённый этому великому событию.
   На фронт за все время военных действий ушло 40 тысяч жителей нашего края, а вернулось всего около 25 тысяч. Семь месяцев длилась оккупация Старого Оскола, пока в январе 1943 года не началось его освобождение. Вот как воспринимали современники события тех лет.
2-ученик:  Послушайте  стихотворение  Алексея Суркова
«Ночь над Осколом», которое он написал в 1942 году:
Над колючим, ржавым частоколом
Трассами изрезанный зенит.
Меловые скалы за Осколом
Зарево пожара кровянит.
Бригадир седобородый, древний
Говорил той душной ночью мне:
-Видишь, наши русские деревни
 умирая корчатся во огне.
Ты скажи мне, по какому праву-
Ради дьявола или Христа,
Мой посев, мои степные травы
Топчет чужеземная пята?
Говорят, ты в песнях наторелый.
Припади к моей высокой ржи,
Про тоску деревни погорелой
Песню для сынов моих сложи.
Чтоб коса чужая не косила
Русских трав и нашей русской ржи,
Душу, сердце, песенную силу
Ты в слова железные вложи,-
Чтоб слова той честной песни звали
За отчизну биться до конца,
Чтоб от песни слезы застывали
Каплями смертельного свинца.
Чтоб от песни сердцу было тесно,
Чтоб гремела песня над трубой,
 чтоб за край родной под эту песню
Шли сыны мои на смертный бой!

3-ученик:  (слайд 4)  Невозможно  описать мужество  солдат, простых людей,  которые сражались за свою Родину, свой край, а кому то приходилось освобождать и родные места.  Мы приведем лишь небольшие эпизоды этой священной войны:
             31 января 17 молодых воинов-бронебойщиков               
     409 истребительно-противотанкового батальона 107 стрелковой дивизии совершили героический подвиг, не пропустив в город прорывающуюся вражескую колонну, численностью в 500 немцев. Находясь в укреплении у разъезда села Набокино у Майсюковой будки,  они вступили в бой и за два часа выиграли его, заставив немцев отступить. Обрушив на колонну шквал огня, они уничтожили около 300 гитлеровцев. Этот подвиг даже вписан в энциклопедию истории ВОВ.

4-ученик: (слайд 5,6,7 )  Победа досталась дорогой ценой – 13 наших бойцов погибли и были впоследствии захоронены в братской могиле №1 (у бывшей туберкулезной больницы). Четверо после этого страшного боя остались в живых, но двое из них погибли в последующих боях.  После освобождения Старого Оскола от гитлеровцев они были похоронены с воинскими почестями на Советской площади. В последний путь их провожали многие тысячи жителей города. Все семнадцать были отмечены высокой правительственной наградой. Одна из улиц Старого Оскола названа именем 17-ти героев. Их братскую могилу и поныне свято чтут жители города.

5-ученик: (слайд 8) Старый Оскол был освобожден частями 107-й стрелковой дивизии полковника П. М. Бежко. Произошло это 5 февраля 1943 года. Освобождали город войска воронежского фронта 40-й и 21-й армии, они вели наступление со всех сторон, вышибая фашистов из Старого Оскола.

6-ученик: (слайд 9,10)Первые поражения обескровили немецкую армию, но Гитлер жаждал реванша. Он провел мобилизацию и направил на фронт 2 млн солдат. На вооружение немцев были поставлены танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд». Немецкое руководство намеревалось «срезать» Курскую дугу и взять реванш за Сталинград. 
По предложению Жукова Красная Армия перешла к преднамеренной обороне. К этому времени она получила новые танки Т-34.
В район Курской дуги были переброшены дополнительные войска. 5 июля за час до начала немецкого наступления 19 тыс орудий нанесли по немецким позициям упреждающий удар. Немцы смогли начать наступление лишь спустя несколько часов и за неделю боев продвинулись лишь на 30-35 км. В небе над Курской дугой развернулась воздушная битва. В одном из боев А.Покрышкин сбил 9 вражеских самолетов. Партизаны начали «рельсовую войну», осложнив немцам доставку резервов к линии фронта.

7-ученик ( слайд 11, 12):12 июля советские войска перешли в наступление.  Под  д.Прохоровка разгорелось крупнейшее в истории танковое сражение (1200 машин). Этот день стал переломным в ходе битвы. В течение месяца были освобождены Харьков, Орел, Белгород. Германия потеряла 500000 солдат, 1500 танков, 3700 самолетов. Губернатор нашей области Евгений Савченко сказал: «У каждого народа есть в родном Отечестве свои особые – священные места. На Белгородчине таким священным местом является Прохоровское поле».
Здесь было все: и гарь , и копоть,
Горело все, как в страшном  сне,
И было все  не так далеко-
На Курской, ближней стороне.
Смешалось все: земля и люди,
Снаряды, мины и огонь,
Вот это все мы не забудем-
Хоть много прожито времен.
Уж многих нет, они погибли,
Но помнить вместе мы должны-
Ковал кто  вместе эту битву,
Дорогу Мужества страны!
За эту память мы в ответе,
Чтоб больше не было войны,
Должны запомнить наши  дети-
Что мир и счастье - всем нужны !

         8-ученик (слайд 13): 12 июля наступил перелом в Курской битве, враг прекратил наступление, а 18 июля начал отводить все свои силы в исходное положение. Войска Воронежского, а с 19 июля и Степного фронтов перешли к преследованию и к 23 июля отбросили противника на рубеж, который он занимал накануне своего наступления.
Перейдя в наступление, Красная Армия 5 августа в ходе ожесточенных боев освободила города Орел и Белгород. 5 августа в Москве был дан первый за всю войну салют. Из приказа Верховного главнокомандующего от 5 августа 1943 года: «Сегодня,  5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами  из ста двадцати орудий.
8-ученик (слайд 14,15): С каждым годом редеют ряды тех, кто участвовал в  обороне нашего города, но очевидцы тех суровых лет живы. И новые поколения обязаны сохранить их воспоминания о тяжелых месяцах оккупации и о дне освобождения нашего города.

Мы родились и выросли в Белгороде. Нам дорог наш родной город, его история. Нам, молодым, продолжать традиции города, нам его строить в будущем, нам помнить тех, кто отдал жизнь, защищая город, и превратил его из районного городка в центр орденоносной области. Город, с гордостью носящий высокие награды Родины – орден  Отечественной войны 1 степени и «Город Воинской славы».



. (Звучит мелодия песни В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»).

Победа под Курском была обусловлена титаническим трудом народа в тылу, боевым мастерством и героизмом воинов на фронте. 132 соединения и части получили гвардейские звания, а 26 соединений и частей удостоены почетных наименований. За проявленные в этой битве мужество и отвагу более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, а свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Курская битва стала еще одной страницей русской ратной истории. Ее значение приравнено к значению Куликовской и Бородинской битв. Поля, на которых проходила Курская битва, называют полями ратной славы, о чем свидетельствуют открытые мемориалы.








Сегодня мы хотим вам прочитать стихотворения старооскольского поэта-фронтовика Анатолия Александровича Клюбина, в 1942 году ему было лишь 18 лет. На фронт пошел добровольцем, воевал в составе партизанского  отряда -  был  подрывником,   после освобождения советской территории от врага на 1-ом Украинском фронте -  разведчиком, участвовал  в штурме Берлина, трижды ранен, а минуты затишья –писал стихи.
1.        «Молчит гармонь»
2.        «Баллада о библиотекарше»
3.        «Смотрю на карточку отца»




Февраль 43-го года
А. Фатьянов
Не помню я войны той страшной.
Был мал. Ходил пешком под стол,
Когда отец, до рукопашной-
Сражался за родной Оскол.

Он мне рассказывал позднее
О том, о лютом феврале,
Как полз он с ротою своею
В ночи по вымерзшей земле.

Кругом разрывы, смерть, но люди,
 ползли вперед за пядью пядь,
Чтоб своей кровью, своей грудью
Родимый город с боем взять.

И город взяли. Но перед взором
У них стоял кромешный ад.
Разрушен полностью был город.
Заплакал мой отец-солдат.

…Уж много лет с тех пор минуло.
И каждый год я в феврале,
Не слыша грохота и гула,
 священной кланяюсь земле…

А город мой еще красивей,
Еще могущественней стал.
В нем для моей большой России
Отменный плавится металл.













Литература
1. «Во имя жизни»,художественно-публицистический очерк, ОЭМК, 2005
2. В.Кардашов «5 июля 1943 года», Молодая гвардия, 1983г
3. Материалы Старооскольского краеведческого музея
4. Е.Н. Евсюков «Победа приходит крылатой». Издательство «Ямская степь»,         2005




5._________________________________

 «Компьютер и здоровье».
Лихушина Н.И.,
учитель географии,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19
с  углубленным изучением отдельных предметов»

Форма проведения:  классный час
Участники:  учащиеся 6а класса
Место проведения: кабинет №312
Задачи мероприятия: 
- выявить уровень пользования компьютером детей на примере уч-ся 6а класса;
-  повысить интерес к учёбе, через  использование современных образовательных технологий в учебном процессе;
- научить учащихся соблюдать правила работы с ПК, в целях здоровьясбережения.

Цели  мероприятия: 
1.    Провести анкетирование учащихся.
2.    Показать возможности использования компьютера в учебной деятельности. 
3.    Как сохранить здоровье при работе с компьютером.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийная  система. 

План мероприятия:
1.    Вступительное слово учителя
2.    Анкетирование участников встречи – 10 мин
  1. Беседа  классного руководителя «Как сохранить здоровье при работе компьютером» ( с использованием презентации);
  2. Встреча с медицинским работником школы.
  3. Результаты анкетирования подводит социальный педагог


     
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
       Человек всегда старается  облегчить свою жизнь, в том числе и в плане умственной деятельности, и это не так уж плохо. Ведь в процессе поиска появляются на свет замечательные изобретения и одно из них – персональный компьютер.Сейчас  невозможно представить себе мир без Интернета – социальные сети повсюду! Поэтому, кроме умения читать и писать сегодняшний школьник должен осваивать еще одну разновидность грамотности – компьютерную. Но прежде чем овладеть этой грамотностью, надо знать правила пользования ПК, чтобы он не навредил нашему здоровью!
     Мы с Вами выяснили, что практически у всех в классе есть дома компьютеры и выход в интернет. Анкетирование, которое проводила  наш социальный педагог Куприна Н.А.,   показало, что компьютер вытесняет из жизни многих чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а уже  у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр.
    Увлекаясь играми,  вы  забываете о времени, перестаете  замечать усталость. Это и понятно, ведь для вас компьютер – это увлекательный мир для учёбы, общения, поиска информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на физическое и психическое здоровье. И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? И поэтому я  хочу акцентировать внимание на вопросах сбережения здоровья при работе за компьютером. 
2. Вопросы для беседы:
1)      Какие формы общения дает нам компьютер?
2)      Факторы воздействия компьютера на человека.
3)      Что положительного дает нам умение пользоваться ПК?
4)      Факторы воздействия компьютера на человека
5)      Как правильно сидеть за ПК?
6)      Какие правила надо соблюдать, чтобы не навредить здоровью?
7)      Самомассаж для профилактики заболеваний.

Ученик 1. Можно выделить несколько факторов риска, которым сопровождается влияние компьютера на организм человека:
- проблемы, обусловленные наличием электромагнитного излучения;
проблемы зрения;
- проблемы, связанные с мышцами и суставами;
- стресс, депрессия и другие нервные расстройства, которые обуславливаются влиянием компьютера на психику человека.
Стоит отметить, что в каждом из этих случаев степень риска оказывается в прямой зависимости от времени, которое отводится работе за компьютером или же нахождением вблизи него. Так сколько же времени можно проводить за ПК?
(ответы учащихся)
Ученик 2.
           Как известно из школьного курса физики, любое устройство, производящее или же потребляющее электрическую энергию, создает  электромагнитное излучение, которое концентрируется вокруг самого устройства в виде так называемого электромагнитного поля.. Так, например, тостер или тот же самый холодильник создают довольно низкие уровни электромагнитного излучения, тогда как другие – вроде микроволновой печи, телевизора или компьютерного монитора – создают гораздо более высокие уровни излучения. Электромагнитное излучение может обуславливать расстройства нервной системы человека, вызывать снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы. Что же нужно делать, чтобы избежать проблем со здоровьем? (ответы учащихся)
Медицинский работник:  Вред для зрения
        Современные жидкокристаллические мониторы гораздо безопасней своих предшественников с лучевой трубкой, но это не исключает того что и они могут наносить вред зрению. Нередко при длительной работе за компьютером появляются болезненные ощущения в глазах, становится больно моргать, ими шевелить, появляется жжение, либо ухудшается четкость зрения и двоится в глазах. С подобным явлением знакомы практически все люди, проводящие у компьютера без перерыва по нескольку часов в день, это называется "компьютерный, зрительный синдром".
Нередко люди так увлечены компьютером, что "забывают" моргать, при этом роговица глаза становиться сухой и обветривается, из за этого при моргании появляются болезненные ощущения. Вообще на глаза негативно действует любое занятие, требующее усиленной концентрации зрения на каком либо предмете, поэтому зрению нужен регулярный отдых, ведь компьютерные игры нередко имеют свойство затягивать.
(Раздает  памятки   учащимся )
Как сохранить здоровье при работе компьютером
·         Чаще переводить взгляд на удаленный объект;
·         Правильно установить экран монитора и постараться предотвратить отсутствие бликов на экране;
·         Работать при надлежащей освещенности помещения, не работать в темноте;
·         Моргать каждые 3-5 секунд;
·         Выбрать правильное расстояние (не менее 50 см.) до монитора;
·         По возможности сокращать время работы за компьютером;
Делать 2-3 минутные перерывы при работе за ПК.
Ученик 3.
       У тех, кто неправильно сидит за компьютером, со временем будут возникать серьезные проблемы с мышцами и суставами. Нельзя сутулиться, сидеть желательно на кресле с подлокотниками и регулировкой высоты сиденья. Занятия на компьютере детям нужно обязательно чередовать с физической нагрузкой через каждые 15 мин. занятий. Мы предлагаем Вам комплекс упражнений, которые необходимо выполнять при  долгой работе за ПК!

Ученики 4 и 5 демонстрируют упражнения (презентация)
Социальный педагог Куприна Н.А. доводит до сведения учащихся  результаты анкетирования.

Итог:
Учитывая все сказанное, не лишним будет по возможности свести к минимуму предполагаемое пагубное влияние электромагнитного излучения на организм человека. Для того, чтобы свести к минимуму это  пагубное влияние необходимо соблюсти ряд некоторых несложных условий:
1.      постарайтесь обустроить свое рабочее место таким образом, чтобы системный блок и монитор находились на как можно большом удалении от вас;
2.      не рекомендуется оставлять компьютер включенным на длительное время, если вы его не используете. Помимо возможного вреда, наносимого вашему здоровью, стоит помнить и об износе аппаратной части компьютера;
3.      не стоит, как это довольно часто делается, отключать использование «спящего режима» для монитора;
4.      идеальным вариантом размещения монитора окажется установка его в угол комнаты, что позволит стенам помещения поглощать генерируемое им электромагнитное излучение, наибольшая интенсивность которого фиксируется именно от стенок устройства;
5.      стоит по возможности сократить время работы за компьютером, а в том случае, если это невозможно, рекомендуется как можно чаще прерывать работу для отдыха.
.


4. _______________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»






            «Экологический эрудицион»
Внеклассное мероприятие
для учащихся 9-11 классов с использованием ИКТ
                                                                                                  
                                                                                                Лихушина Н.И.                                                                                                Учитель географии                                                                                                МБОУ СОШ №19




  

г. Старый Оскол - 2012


Цели и задачи: расширение и углубление экологических знаний;
 развитие умений находить выход из различных экологических ситуаций, умений увидеть взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов живой природы;
 воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле;
патриотическое воспитание школьников путев привлечения их к делу сохранения, оздоровления, и восстановления природы родного края.
Форма проведения: экологический эрудицион
Возраст игроков: 9-11 класс
Проведению игры предшествует подготовительный этап:
  • На этом этапе происходит формирование команд–участниц игры, определяется состав жюри, оформляется соответствующим образом зал, подбираются стихи, музыкальное сопровождение, выбираются ведущие, готовятся призы победителям.
  • Второй этап – игра.
  • Третий этап – подведение итогов.
  • к мероприятию имеется презентация


Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна!

Учитель: (на фоне презентации через мультимедиапроектор)
22 апреля во всем мире отмечается как День Земли. День Земли — это день напоминания о страшных экологических катастрофах и предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования Земли. Целью проведения праздничных мероприятий является превращение экологической проблематики в неотъемлемую часть общего образования и культуры. День Земли подчеркивает то, что бережное отношение к нашей планете – дело всех людей на Земле. Его главная цель –  чтобы в рамках защиты окружающей среды мы с вами сделали что–нибудь конкретное.                                                                                                                                                                      Давайте вспомним  слова Маленького принца из одноименного произведения Антуана де Сент–Экзюпери: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же привел в порядок свою планету". Маленький принц мог приводить в порядок землю каждый день, нам же теперь требуется для этого особый праздник. День Земли – праздник, который должны отмечать все жители планеты.
1-й ведущий: Если говорить более подробно, то существует 2 версии происхождения этого праздника. Согласно первой версии, основателем этой памятной даты является Стерлинг Мортон, который в сороковых годах ХIХ века переехал со своей семьей в штат Небраска. На новом месте они увидели бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны были пойти на строительство домов и дрова. Мортон и его жена сразу же занялись посадкой деревьев и развернули по этому поводу целую кампанию. В 1872 году инициативный американец предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Идея получила поддержку, и в первый День Дерева было посажено около миллиона саженцев. Затем, позднее в 1882 году штат Небраска объявил 22 апреля официальным праздником – Днем Дерева. С 1970 года основным занятием празднующих стала пропаганда значимости окружающей среды, а событие переименовали в День Земли. Начиная с 1990 года его темой в США становятся национальные парки, проводится сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий. Праздник приобрел новое значение, а вместе с ним и другое название – Марш Парков.
2-й ведущий:  Вторая версия связана уже с именем другого американца — Пола Уинера, который 22 апреля убедил своих сограждан бросить все дела и немедленно начать ликвидацию последствий разлива нефти, который случился в штате Санта–Барбара. Из нефтяной скважины разлилась нефть. Огромные пространства прибрежных океанических вод покрылись нефтяной пленкой. Морские животные и птицы, попадающие в эту жирную слизь, погибали. Смотреть на это было невозможно. Люди, живущие на побережье, вышли на очистку территории и попытались спасти хотя бы часть попавших в беду животных.
   Вообще, надо сказать, что в США к этому празднику готовятся все, начиная с президентов. Билл Клинтон даже подписал специальное обращение к гражданам Америки по поводу этого дня. Сейчас же эту дату уже отмечают жители около 170 стран мира. По традиции в этот день все желающие благоустраивают и озеленяют свои дворы и улицы.Мы свами занимаемся благоустройством школьной территории. Начиная с 1990 г. в празднование включились и российские организации. Международный День Земли отмечается ежегодно. В России официальной эта дата считается только с 1998 года. В нашей стране этот день считается также днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать экологические проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Итак, дорогие  земляне, помните, что есть в мире такой праздник: не мой, не твой, а наш общий, праздник, который должен быть "всегда с тобой"!                                                                                              А теперь поговорим  не о мировых проблемах, а о тех, с которыми мы, жители Белгородской области,   сталкиваемся с вами каждый день.

3-й ведущий:
Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате возникает «парниковый эффект», истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая «дыра» - над Антарктидой. Временами, то расширяющаяся, то уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти «дыры» устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становиться всё меньше и меньше, а выхлопных газов автомобилей и различных отраслей промышленности всё больше и больше. А в нашей области предварительное измерение радиогеохимического изучения вскрышных пород, железных руд и продуктов их переработки показали, что они содержат высокие концентрации естественных радионуклидов и являются источниками аномально высоких ионизирующих излучений, т.е. железорудные месторождения КМА являются радиационноопасными. Дополнительно радиоэкологическая ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что территория КМА располагается в зоне влияния «чернобыльского радиоактивного следа» и включает обширные площадные аномалии Cs-137.

4-й ведущий:
Почва образуется очень медленно, 1 мм – 200 лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных земель. В нашей области в Староосколько-Губкинском районе сформировалась зона аномального запыления почв. В центральной части зоны выпадает более 4000 кг/га в год пыли. Содержание тяжелых металлов (кобальт, никель, хром, ванадий и др.) превышает природный фон в некоторых местах в 100 раз. Имеется множество фактов свидетельствующих о крайне негативном геоэкологическом воздействии предприятий горно-металлургического комплекса КМА на окружающую среду 
  5-й ведущий:
Вода. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок, а в теле пингвинов, живущих в Антарктиде – ДДТ. В результате деятельности человека во многих  реках мира – нельзя купаться. В нашей области до начала промышленного освоения района речные воды по качеству были близки к питьевым и широко использовались населением в хозяйственно-бытовых целях. В водах колодцев и родников отсутствовали даже такие (широко распространенные в настоящий период) индикаторы техногенного загрязнения, как нитраты и нитриты. Подземные воды района до нарушения их режима полностью отвечали требованиям ГОСТа,  настоящий период в них присутствуют азот аммонийный, нитраты, нитриты,  техногенная органика и нефтепродукты. В питьевой воде г.г. Ст. Оскола и Губкина в отдельных пробах установлено присутствие до 6 ПДК железа, до 1,5 ПДК марганца, до 3 ПДК солей ТМ. В 23,7% проб отмечается микробное загрязнение. Требованиям саннорм не отвечает 26% колодцев в сельской местности. Высоки показатели микробного загрязнения.

1-й ведущий:
Помимо факторов техногенных нарушений и загрязнений воздушной, водной среды и природных ландшафтов на территории Староскольско-Губкинского района имеет место прогрессирующее развитие процессов аномального изменения геохимических, гидродинамических, аэродинамических, звуковых, магнитных, электрических, гравитационных, радиационных, вибрационных и других факторов. Указанные факторы относятся к антропогенным и подпадают под категорию явлений создания условий опасных для существования растительного, животного мира и человека. Все они относятся к категории экологической опасности, и во всем мире изучение данных явлений и разработка мероприятии по их нейтрализации рассматривается в рамках «3акона об экологической безопасности». Данный Закон прежде всего рассматривает концепцию «защищенности личности, общества и государства от последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду».  Необходимость в обеспечении такой защиты давно назрела в Староскольско-Губкинском районе и в Белгородской области в целом.
? болельщикам – Какие  вы знаете законы и организации, которые борятся за охрану окружающей среды?
2-й ведущий
Леса. Усиленно идёт «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. А ведь леса это ещё и «лёгкие планеты». Лесистость нашей  области составляет около 10%. Леса частично вырублены и нуждаются в восстановлении. А где это уже невозможно - существуют нетронутые уголки природы – заповедники, национальные парки, заказники. Более 800 га лесных массивов отнесены к особо охраняемым территориям.                                    ? болельщикам -   Ребята! А какие охраняемые территории Белгородской области вы знаете?
(Государственный  военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское  поле", «Белогорье»: 5 участков заповедника расположены в Борисовском (участки «Лес на Ворскле» и «Острасьевы яры»)., Губкинском (участки «Лысые горы» и «Ямская степь» близ г. Старый Оскол) и Новооскольском (Участок «Стенки Изгорья») районах Белгородской области, на юго-западной окраине Среднерусской возвышенности 
3-й ведущий: Пока команды настраиваются на игру, вы можете заработать  дополнительное очко для своей команды ( вопросы для болельщиков).
1. Каким образом пчелы разведчицы сообщают  пчелам –сборщицам о том, где находятся медоносные растения?( пчелы –разведчицы возвращаясь в улей начинают танцевать, чем быстрее танец , тем ближе медоносные цвет.)
2. Назовите самое сильное животное на земле? (муравьи, они  могут тащить груз в 111 раз превышающий свой собственный вес)
3. Могут ли рыбы разгуливать по берегу?(Есть, илистые прыгуны Ява, Суматра, экв. Африка,)
4.  Где у кузнечика ухо? (На ноге)
5. Бывает ли сухой дождь? (в пустынях, не долетая земли, капли  испаряются, превращаясь  в пар )
4-й ведущий : А теперь мы  проводим с вами экологический эрудицион – это интересные вопросы, ситуации, это ваши знания и эрудиция.
(вопросы викторины  показываются на мультимедийном экране и команды по очереди выбирают себе вопросы (выбранные вопросы меняют цвет))
1. Сколько % площади Белгородской области покрыто лесами?
2. Чернобыльская авария  1986 года оказала негативное  влияние на районы области: 1 – южные 2 – западные 3 – восточные
3. Какая из отраслей промышленности Белгородской области оказывает самое негативное влияние на окружающую среду?
4. Поверхностные воды района г. Старый Оскол загрязнены в большей степени: 1 – медью 2 – сульфатами 3 – азотом нитритным
5. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает: 1. Теплоэнергетика. 2. Нефте - и газопереработка.
                      3. Автотранспорт
6. Что такое вермикультура?
1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.
2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).
3. Способ определения степени чистоты воды.

7. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет?
1. Систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны.
2. Специальное разведение дождевых червей (для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).
3. Способ определения степени чистоты воды.
8. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
1. 10 лет.
2. 50 лет.
3. 100 лет и более.
9. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
1. Москвы
2. Лондона
3. Нью-Йорка
10. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
1. Производство упаковочных материалов
2. Переработка мусора
3. Производство автомобилей
11. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
1. Рассортировать.
2. Собрать в одном месте.
3. Раскрошить.
12. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
1. Компостировать.
2. Сжечь при специальных условиях.
3. Переплавить
13. Вредные выбросы оказывают влияние:
1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2. На близлежащие регионы.
3. Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет".
14. Самая страшная "добавка" к воде:
1. Бытовой мусор.
2. Пестициды.
3. Минеральные удобрения
15. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
1. Их захоронение.
2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3. Рециркуляция (повторное использование отходов.

Пока жюри  подводит итоги,  учитель предлагает учащимся  познакомиться с экологическим календарем. Каждая дата – это серьезная проблема для человечества.

Экологический календарь

2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий
19 февраля — Всемирный день защиты морских млекопитающих
22 марта — Всемирный день воды
1 апреля — Международный день птиц
22 апреля — День Земли
5 июня — Всемирный день охраны окружающей среды
17 июня — Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой
16 сентября — Международный день защиты озонового слоя
29 сентября — Всемирный день моря
4 октября — Всемирный день защиты животных
14 октября — Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий
29 декабря — Международный день биологического разнообразия
Подведение итогов, награждение команд.

Использованная литература:

1. Е.А. Котенко, В.Н. Морозов, В.Н. Анисимов, В.Н. Татаринов (АГН), Кушнеренко В.К. (ГП «Невскгеология») Геоэкологические проблемы безопасной эксплуатации горно-металлургического комплекса КМА, Тезисы докладов международной конференции «Освоение недр и экологические проблемы – взгляд в XXI век», - М., 20-25 ноября 2000.

2. Состояние окружающей природной среды Белгородской области в 1999 г. Белгородский областной комитет экологии, 2000 г. -132 с.
3. «Первое сентября», газеты 2003-2009
4. «География в школе», журналы
5. «Компания НЛМК», №1 2007

                                           3. ____________________________________


                                                        УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД СТАРЫЙ ОСКОЛ  И СТАРООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов».

                                       Лихушина Н.И.
                                                                Учитель географии
                                                         Гранкина Н.Г.
                                                              Учитель истории


г. Старый Оскол
2012
Кадет – это не чин и не звание. Образно говоря, это состояние взращенной в определенных условиях свободной и ответственной, справедливой и чистой воинской русской души.
                                                     Кадет А. Зеркач
- Приветствие гостей.
- Рапорт командира о готовности класса к работе.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание на тему нашего урока? А теперь посмотрите на эпиграф, как вы думаете, почему я взяла именно такие слова?
Перед нами карта мира, самая большая страна на ней наша Родина – Россия. Посмотрите, какие морские просторы омывают ее берега.
- Но всегда ли так было?
- Кто  изменил это положение?
 Об этих людях мы и поговорим сейчас.
С 14 века Россия не имела выхода к морям. Но уже в 16 веке Иван Грозный понимал, что отсутствие портов на Балтике ограничивало торговлю с Европейскими странами и выход к морю необходим.  В течение 25 лет во время Ливонской войны он пытался отвоевать выход к морю, но безуспешно.
   Петр I  организовал поездку в Европу – «Великое посольство» - и был потрясен  тем, насколько Европа ушла  технически вперед. Его поразили  своим величием и красотой европейские  города, а самое главное – корабли. Он понял, что ускорить развитие России помогут  более  тесные отношения с Европейскими странами. Петр I любил море, и главной задачей для него стало  - добиться выхода к морю для страны.
Кстати, вы не помните, когда Петр I начал строить свои первые корабли? И где?
Целых 20 лет  он воевал за этот выход. Вначале были страшные поражения – под Нарвой в 1700 г., были потеряны все пушки, армия. Петр I был в ярости, но не в растерянности. Уже в 1701 году кусочек побережья  был взят Б. Шереметьевым и Петр I начал строить военный  флот. Петр I понимал, что кроме кораблей необходимы специалисты – моряки. Указом от 14 января 1701 года был учрежден «Морской Её Императорского Величества Наследника Цесаревича  кадетский корпус». Российские кадетские корпуса со временем  стали ярким явлением нашей национальной культуры. Они отличались от других  средних учебных заведений страны, прежде всего тем,  что воспитание в нем юношества в них было не только делом  преподавателей, но и делом самой кадетской  семьи с передачей из поколения  к поколению уже выработанных  традиций.
Мы сейчас с вами послушаем историческую справку, далее посмотрим презентацию и видеофрагмент, а в конце  урока мы определим черты характера, которые воспитывались в кадетских корпусах?

Ученик:         Историческая справка: Устанавливалось, что  воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом  христианского вероучения и строго согласовано  с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью  подготовить  воспитывающих юношей и девушек к будущей  службе государю и Отечеству, на военном, как правило, поприще. Усилия всех преподавателей были направлены на то,  чтобы в каждом из порученных  им воспитанников  развивать силу духа и тела, дисциплину ума и воли любознательность и склонность к умственному труду.

Учитель: Многие выпускники морского кадетского корпуса стали выдающимися флотоводцами, первооткрывателями, руководителями  научно-исследовательских экспедиций. Времени рассказывать обо всех выпускниках у нас, конечно, нет, но сегодня мы отметим тех, кто прославил  Россию.
Итак, Крузенштерн и Лисянский – первые русские, совершившие кругосветное путешествие.
Сейчас мы послушаем и посмотрим презентацию о И. Крузенштерне, которую нам подготовила Хабибуллина Кристина.

 - Презентация «Российские корабли уходят в Мировой океан»
Структура:
  • Российские корабли выходят в Мировой океан
  • Первое кругосветное путешествие россиян.
  • Созданный Петром I молодой российский флот готовился выйти на  просторы Мирового океана.
  • Первая российская кругосветная экспедиция на 5 кораблях во главе с капитаном  1-го ранга Григорием Муловским должна была выйти в море в 1786 году. Задуманное мероприятие  преследовало несколько целей:
-          снабдить жителей Русской Америки всем необходимым;
-          доставить русских послов в Японию;
-          исследовать  ранее неизвестные пространства.
  • Иван Федорович Крузенштерн
    (1770-1846)
  • Карта путешествия И. Крузенштерна и Ю. Лисянского
  • Начало пути
  • Для  кругосветного путешествия были выделены два корабля –шлюпы (парусные суда) «Надежда» - и «Нева».
  • Маршрут плавания
26 июля 1803 года корабли вышли из Кронштадта, посетили Копенгаген - для сверки часов –хронометров, 26 ноября  русские моряки впервые пересекли экватор, затем добрались до берегов Бразилии, где задержались на ремонт на 1,5 месяца. Множество приключений ждало их в Тихом океане. Затем курс был взят на Гавайи. 10 июня И. Крузенштерн направился к берегам Камчатки, а затем к берегам Японии. Приближаясь к Африке корабли потеряли друг друга из вида и в дальнейшем  завершали плавание по отдельности. В Августе месяце ,через 3 года отважные русские моряки благополучно завершили свое плавание в Кронштадте.
  • Значение экспедиции.
  • Русские моряки не просто успешно справились с основными задачами, они собрали ценнейшую научную информацию, они открывали и «закрывали» острова, проложили дорогу в Мировой океан другим кораблям российского флота». До 1860 г. 12 русских кораблей совершили кругосветные плавания, двигаясь в том же направлении, что и «Надежда» и «Нева» и еще 16 в обратном.
  • Русским морякам принадлежит в Мировом океане множество открытий, им стали доступны  самые отдаленные его уголки. Начало  этому было положено славными экипажами «Надежды» и «Невы» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.

После утверждений Кука, ученое и морское сообщество долго не пыталось найти Южный материк. Ну не могло  быть Земли среди  закованных льдом пространств и  t -90 градусов C.
Но русским все нипочем!
Именно русским выпускникам  кадетского Морского корпуса Фаддею  Беллинсгаузену  и Михаилу Лазареву  выпала честь открыть шестой, последний материк на Земле.

  • Фадей Фадеевич Беллинсгаузен
  • Родился (9) 20 сентября 1778 года на острове Эзель (Сааремаа). Окончил Морской кадетский корпус и служил на кораблях Балтийского и Черноморского флотов. 
  • В 1819 году Беллинсгаузен возглавил русскую кругосветную экспедицию к Антарктиде. Кругосветное плавание, продолжавшееся 751 день, увенчалось открытием шестого материка планеты, нанесением на карту Антарктики 28 географических объектов, получивших русские названия, открытием в южных и тропических широтах 29 неизвестных ранее островов. 
  • Михаил Петрович Лазарев
    (1788 - 1851)
 Пятнадцатилетним юношей был послан в Англию для совершенствования в морском деле. В течение пяти лет плавал матросом на английских кораблях.
В 1813 – 1816 гг. участвовал в кругосветном плавании на судне "Суворов" из Кронштадта к берегам Аляски и обратно.
В 1819 - 1821 гг. Лазарев в чине лейтенанта вместе с капитаном 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузеном на шлюпах "Восток" и "Мирный" участвовал в научной экспедиции в Антарктиду.
Не менее знаменито кругосветное плавание на фрегате "Крейсер" в 1822 - 1824 гг. в звании начальника экспедиции. По отзывам моряков, порядки, введённые на "Крейсере" послужили впоследствии образцом для всего Черноморского флота.
  • Значение Антарктической экспедиции:
  • Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день, в том числе в Южном полушарии - 535 дней; 100 суток плавание проходило среди айсбергов и льдов. За этот период русские моряки и ученые открыли 29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей. Подвиг экспедиции характеризует и тот факт, что в районах, где пролегли курсы "Востока" и "Мирного", люди побывали снова лишь через сто с лишним лет.

Учитель:
А теперь поговорим о человеке из совсем другого времени -20 века.
Имя  А.В. Колчака в советских учебниках по географии не упоминалось, а в учебниках истории о нем говорилось как о главном лидере Белого движения, Верховном Правителе России, которому подчинялась Белая Армия от Урала до Иркутска. Преданный союзниками, он был расстрелян большевиками и сброшен в прорубь Ангары в 1920г..
Музыка «Есть только миг…»
Трагическая судьба!. Силой обстоятельств, втянутый в политику, он все время мечтал о научной географической работе, о море.
Что же он успел!

(Сообщение уч-ся на фоне презентации:
Структура презентации:
  • Александр Васильевич Колчак
ž  В конце 1899 года Колчак участвовал (в качестве вахтенного офицера и ученого-гидролога) в Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря», снаряженной Императорской Академией наук для изучения морского пути вдоль северного побережья Евразии в Тихий океан. Одной из целей экспедиции было также обнаружение легендарной «Земли Санникова
  • Гидрограф Колчак во время экспедиции за работой
  • Александр Колчак в кают-компании «Зари»
  • В феврале 1906 года после сделанного Колчаком доклада о ходе и итогах экспедиции Русское географическое общество присудило ему свою высшую награду — Большую Константиновскую медаль
  • Колчак - полярный
Это прозвище , закрепившееся за ним на флоте, Александр Васильевич подтвердил, став одним из инициаторов новой полярной экспедиции в 1909—1910 годах, когда два специально построенных под его наблюдением стальных судна — «Таймыр» и «Вайгач» — пробивались через арктические льды уже не с запада, а с востока. Именем Колчака был назван открытый экспедицией Толля остров в Таймырском заливе Карского моря. (Правда, в советское время память об адмирале, конечно, старательно вымарывалась, а остров с 1937 года и до недавнего времени носил имя другого участника экспедиции — Расторгуева.)


Колчак
Александр Васильевич.
Родился 4 ноября 1874 года в селе Александровское Петербургского уезда.
Полярный исследователь, гидролог, окончил Морской кадетский корпус в 1894 году вторым по успеваемости и старшинству с денежной премией. Спокойная жизнь его не удовлетворяла. 25-м лейтенантом пришел он в экспедицию российского полярного геолога  барона Эдуарда Толя, посвятившего свою жизнь поискам легендарной земли Санникова.
Колчак убедил самых авторитетных  и придирчивых полярных исследователей, что необходимо заняться  исследованием северных морей, где было так много неизвестного.
В январе 1900г.  по распоряжению Морского штаба был назначен в экспедицию по поиску Земли Санникова. Встречался при подготовке с Ф.Нансеном, вел маршрутную съемку, открыл о. Стрижева.  Произвел опись берегов полуострова Таймыр. Один из островов Карского моря был назван именем Колчака (ныне остров Расторгуев).  Под его руководством проводились комплексные гидрологические исследования: промерялись глубины, велись съемки и опись берегов.  В 1905 г. за  выдающийся и сопряженный с  трудом и опасностью географический подвиг награжден Большой золотой Константиновской медалью Российского географического общества (РГО).
В Советское время все, что связано с его именем постарались забыть,  но  географические открытия на  картах мира  останутся навсегда!

Учитель:
Итак, мы с вами узнали о    замечательных русских людях, что же их  всех объединяет?
  Правильно, все они закончили морской  кадетский корпус.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
 Какими чертами характера должны были обладать эти люди, ведь они отправлялись в неизведанные дали, они не знали, что их ждет впереди?
                                                                                               
Ответы учеников.

Итак, мы узнали подробности только о нескольких выпускниках кадетских корпусов. Их имена навсегда остались на мировых географических картах Земли. И капитаны разных стран на разных языках произносят их. Мне бы очень хотелось, чтобы имя хотя бы одного из вас  стояло рядом с ними. Но для этого надо любить свою школу,  свою страну, чтить честь кадетского корпуса и память предков. И закончить наше мероприятие мне бы хотелось  стихотворением одного из выпускников кадетского корпуса 19 века. Вслушайтесь в его строки – они не чужды и нам.

Ученик:
Для нас кадетов - мать Россия
Семья родная – наш народ,
И эти истины святые
Хранит кадет из года в год.
Заветы нам даны такие
Своих нигде не выдавать
Служить народу и России,
За них и жить и умирать.

Заветы эти сохраняя,
Служили деды и отцы,
Их каждый выпуск уезжая,
с собою нес во все концы.

Релаксация:
                                   2. _________________________________
Управление образования администрации Старооскольского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

 Ток - шоу «Новогодние елки и альтернативы их замены»








Методическая разработка

                                                     Подготовили:
                                   Дудникова  Ольга Владимировна,
                                          педагог дополнительного образования
        МБОУ ДОД «ДЭБЦ»,
Лихушина Наталия Ивановна,
 учитель географии
МБОУ «СОШ №19 с УИОП»

г. Старый Оскол

Название разработки: ток-шоу.
Название и форма проведения: «Новогодние елки и альтернативы их замены, ток – шоу.
Пояснительная записка
Цель: формирование природосберегающего отношения к окружающей среде, основ экологической культуры и общественного экологического сознания.
Задачи: Показать эстетическое, познавательное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду. Привлечь внимания обучающихся к сохранению хвойных растений. Формирование активной жизненной позиции обучающихся по отношению к экологическим проблемам родного края. Развитие творческого потенциала обучающихся, логического мышления, коммуникативных навыков, умения четко выражать свои мысли.  Воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной деятельности.
Форма проведения: ролевая игра «ток-шоу».
Метод проведения: репродуктивный, частично-поисковый, эвристическая беседа, дискуссия, демонстрация, словесный, наглядный, иллюстрированный.
Условия для проведения: кабинет экологии, биологии.
Оборудование: доска, папка для ведущего, таблички, представляющие «специалистов», плакат «Проблемы традиции использования новогодних елок», аудиоаппаратура и фонограмма (музыка для открытия мероприятия), иллюстрации, поделки на новогоднюю тематику, зимние букеты и композиции, наборы для изготовления новогодних елок (картон, ножницы, цветная бумага, карандаши, клей, мишура).
Действующие лица: ведущий, историк, защитник природы, химик-эксперт, дизайнер.
Возраст учащихся: 12-16 лет.
Методические советы на подготовительный период: Дети выбирают роли, исходя из своей позиции по отношению к проблеме, подготавливают тезисы выступлений. Педагог при необходимости помогает учащимся дополнить их для более целостного освещения вопроса. Обучающиеся, не получившие роли, становятся «зрителями», которые высказывают свое мнение после выступлений «специалистов». Также ток-шоу можно проводить для других классов и групп учащихся.
Перед началом мероприятия подготавливают помещение – отдельно ставят столы для ведущего и «специалистов», на них выставляют таблички «историк», «химик-эксперт» и т.д. В зрительном зале (кабинете) стулья расставляют группами вокруг столов (на 5 человек). На столах ставятся таблички с номерами, папки с материалами для изготовления елки.
План занятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы.
  1. Приветственное слово ведущего. Разъяснение вопроса ток-шоу.
  2. Выступление историка.
  3. Выступление защитника природы.
  4. Выступление химика-эксперта.
  5. Выступление дизайнера.
III. Итог ток-шоу.
IV. Рефлексия.
Ход ролевой игры «ток-шоу»

I. Организационный момент.
Ведущий: Добрый день, я рад(а) приветствовать вас на нашем ток-шоу. Тема, которую мы сегодня обсуждаем – «Новогодние елки и альтернативы их замены».
            Не за горами один из наших любимых праздников – Новый год. Как отмечаем мы этот праздник сегодня – всем известно. Но когда впервые стали отмечать Новый год 1 января? Каковы истоки традиции наряжать елки? Слово историку!


II. Основные этапы.
Историк: Новый год навсегда вошел в наш быт, став традиционным праздником для всех людей на земле. А между тем, все имеет свое начало. История этого праздника насчитывает, по меньшей мере, 25 веков. Обычай этот впервые родился в Месопотамии (Двуречье). Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Здесь возникли знаменитые ее центры Шумер, Вавилон, Ассирия, прославившиеся культурным наследием и величайшими изобретениями человечества, которые до сих пор не перестают нас удивлять и восхищать. Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год. 
            Есть много легенд, рассказывающих о появлении этой интересной традиции. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, олицетворяющих плодородие, гармонию, благополучие и т.п.
            Некоторые народы ведут счет времени по лунно-солнечному календарю, и начало года приходится, где на осень, где на зиму. Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе. Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем. Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января. Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке - со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января. В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века. А как же обстояло дело у нас, на Руси?
            Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года. Оделяя каждого яблоком, царь, называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем. Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.
            С 1700 года Царь Петр издал указ - отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет. В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование и по всей Белокаменной. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства.
            К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова). Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая разница во времени очень мешала. Но с этим было покончено. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер.
            Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами  санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками.
Ведущий: Спасибо историку за интересный рассказ. Итак, во многом успех этого праздника связан с созданием особой новогодней атмосферы, основанной на соблюдении ряда традиций. Однако в современном мире одна из них – традиция устанавливать дома натуральную елку - вызывает уже известные вам экологические проблемы, и я прошу их озвучить. Кто готов взять слово?
            (Ведущий предоставляет слово наиболее активному участнику, после изложения им проблемы при необходимости аудитории предлагается дополнить ответ).
Участник: …… (слова) ….
Ведущий: (обобщает аспекты проблемы, открывает плакат «Проблемы традиции использования новогодних елок»): Итак, в проблеме традиции использования елок при праздновании Нового года можно выделить следующие аспекты:
  • проблема незаконных рубок и лесовозобновления,
  • этическая сторона праздника Нового года с точки охраны природы,
  • проблема утилизации елок (загрязнение воздуха дымом, нерациональное использование ресурса, переполнение мусорных контейнеров).
Ведущий: Таким образом, корень проблемы – природоохранный и морально-этические стороны традиции украшения домов и улиц хвойными деревьями. Цель нашего ток-шоу – осветить возможные варианты украшения домов к празднику Нового года и выбрать лучший. Давайте вспомним, какие вообще варианты украшения жилищ к новому году существуют?
Участники: ……….
Ведущий: Итак, существует несколько вариантов сохранения Новогодней атмосферы.
  1. Использование искусственных елок.
  2. Елочные букеты и поделки из веток, шишек и др.
  3. Композиции и украшения на Новогоднюю тематику, при изготовлении которых хвойные не используются.
  4. Живые деревья в горшках, кадках.
  5. Хвойные, растущие в открытом грунте около дома.
  6. Использование натуральных елок (срубленных).
Участники: …(говорят понравившиеся ответы)
Ведущий: Итак, на данный момент наиболее популярным вариантом является… (объявляется результат голосования). Но давайте рассмотрим возможности каждой альтернативы создания новогодней атмосферы. Существует мнение, что искусственные многоразовые ёлки гораздо лучше натуральных елок. Давайте выслушаем защитника природы.
Защитник природы: Это ужасно, когда после праздников сотни срубленных елок выбрасываются на мусорные площадки! Вот посмотрите, какие городские пейзажи можно наблюдать в январе. А искусственную елку можно использовать несколько лет подряд, тем самым, сохраняются природные ресурсы – живые деревья. (Обращается к презентации, с ужасными свалками елок после новогодних праздников).
Ведущий: Уважаемые зрители, согласны вы с этим мнением? Как вы относитесь к использованию искусственных елок?
Участник: (Обсуждение).
Ведущий: Спасибо за ответы. В этом зале присутствует человек, который заинтересовался экологическим аспектом применения искусственных елок и пришел к несколько неожиданным результатам. Предоставим ему слово!
Химик-эксперт: Разговаривая о пользе искусственных елок, мы забываем об особенностях их производства. Большинство искусственных елок производится из пластмассы, в качестве материала используются поливинилхлориды, полиэтилены. Все это получается при переработке нефти, а это, как вы знаете, не самое чистое производство. Есть данные, что искусственные ёлки некоторых производителей вообще опасны для здоровья. Поэтому мое мнение – применение искусственных елок не решает проблемы. Тем более что, когда они теряют вид и надоедают хозяевам, их тоже выбрасывают без всякой утилизации! Лучше покупать картины с изображением сосен, елок или кедров – по крайней мере, здесь присутствует элемент искусства.
Ведущий: Итак, наш уважаемый химик-аналитик высказал предложение использовать картины с изображением хвойных деревьев зимой. Какие вы видите плюсы и минусы этого способа украшения домов к Новому году?
Участники: (Обсуждение).
Плюсы:
  • Картина прослужит не один год, сравнительно немного ресурсов идет на ее изготовление.
  • Это произведение искусства, несущее эстетическую ценность. Такую картину можно вывешивать дома на почетное место к Новому году, а потом опять прятать. Это альтернатива Новогодней открытки, только большой и тщательно созданной.
Минусы:
  • Картина уже через год может наскучить, неинтересно каждый год смотреть на одно и то же изображение.
  • Картина, на которую приятно смотреть из года в год может стоить дорого.
Ведущий: С другой стороны, картина (или статуэтка) не самый затратный вариант, если учесть, что ее использование рассчитано на несколько лет. Помните, что картина – уникальное единичное творение, а если это репродукция или фотография – то они относительно недороги. А сделать красивую фотографию и эстетично ее оформить под силу и вам самим.
А сейчас давайте обсудим, можно ли делать такие елки, производство которых не было бы вредным?
Ведущий: Предлагаю подробнее рассмотреть такой вариант, как елка, сделанная своими руками. Слово дизайнеру.
Дизайнер: Поделки, композиции на новогоднюю тематику обладают рядом преимуществ – они прекрасно передают атмосферу Нового года и занимают мало места (демонстрация поделок). Затраты на их изготовление могут быть весьма незначительны, особенно, если используется вторсырье. Например, можно не покупать баллончик «Искусственный снег», а покрошить пенопласт. А еще, после праздника, поделку можно разобрать. То, что представляет собой ценность (например, бусинки) можно припрятать, а остальное – выбросить, как вы выбросили бы эти материалы раньше, если бы их не использовали вторично. Так что не нужно ломать голову – где хранить поделку. А вот искусственную елку нужно где-то прятать до следующего Нового года, а места в наших квартирах и так не очень-то много.
Ведущий: И сейчас я прошу нашего дизайнера помочь нашим участникам ток-шоу в изготовлении новогодних елок.(на каждый стол раздаются свои материалы для изготовления новогодней елки)
(Музыкальный фон. Ведущий и дизайнер уходят в зал, чтобы помочь зрителям, если у них возникнут затруднения, у каждой группы своя елочка).
Дизайнер: (Дизайнер подходит к первой группе). Мы изготовим простую в исполнении и экологичную с точки зрения утилизации елку. И не просто елку, а «Елку дружбы». Для этого нам понадобятся материалы, которые лежат у вас на столах в папках: это цветная бумага, ножницы, карандаши, клей. Всеми вместе мы сейчас сделаем одну елку, но вы сможете изготовить такие же и дома.
Дизайнер: (Дизайнер подходит ко второй  группе). Мы с вами изготовим елочку из мишуры. Для этого нам понадобятся материалы, которые лежат у вас на столах в папках: это мишура, картон,ножницы, клей и новогодние игрушки.
Дизайнер: (Дизайнер подходит к третей  группе). С вами изготовим креативную елку. Для этого нам понадобятся: ваза, коряга, мишура и новогодние игрушки.
Ведущий: И вот наши зрители изготовили елочки.  Красивые и наполненные добрыми пожеланиями. Аплодисменты нашему дизайнеру и зрительному залу.
III. Итог занятия.
Ведущий: Стоит помнить, что историческая традиция использования срубленных елок родилась в то время, когда степень влияния человека на природу была во много раз меньше, чем сейчас. Итак, каждый человек, исходя из уровня своей ответственности перед природой, решает для себя сам, строго ли соблюдать исторические традиции или внести новые, более гуманные по отношению к лесам и паркам способы создания новогоднего настроения.
Спасибо за участие в ток-шоу!
Методические советы организаторам и постановщикам: мероприятие лучше проводить в актовом зале. Оформить выставку рисунков и плакатов «живи елка». Для создания эмоционального настроя группы можно использовать музыкальное сопровождение. (шум леса). 
Методические советы на период ближайшего последействия: можно рекомендовать обучающимся дополнительную литературу по охране леса, окружающей среды. 

Рефлексию рекомендуется проводить таким образом.

Ведущий раздает каждому участнику, белый чистый круг, на котором в конце ток-шоу участник  должен выразить свои эмоции от участия в ток-шоу.




Список литературы

  1. Ананьев В.А. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. -  Томск, 1994г.
  2. Касаткина Н.А. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград. «Учитель» 2007.
     3. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
 


                                                1. ______________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя  общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

 «Пейте, дети, молоко».
Внеклассное мероприятие о пользе молока.

                                                    Классный руководитель 6«А» класса
                                                    Лихушина Наталия Ивановна


                           


                                           Старый Оскол - 2012

 Цель:
Изучить:
  • Считают ли ученики и учителя нашей школы, что молоко и молочные продукты являются ценнейшим и одним из важнейших  продуктов питания?
  • Присутствуют ли в рационе учащихся, их родителей и учителей молоко и молочные продукты хотя бы два раза в неделю?
  • Какое блюдо из молока и молочных продуктов являются любимыми?
 Задачи:
·         Провести анкетирование учащихся, их родителей и учителей по данным вопросам.
·         познакомить учащихся с целебными свойствами молока и молочных продуктов;
·          способствовать расширению кругозора учащихся 

Групповая исследовательская работа: в классе выделяются три группы, которые исследуют следующие вопросы:

1.«Когда человек стал употреблять молоко и молоко, каких животных это было?»
2.  Можно ли использовать  молоко,  как лекарство?
3. Может ли молоко сочетаться с овощами и другие свойства молока?

Остальные дети готовят  интересные факты из истории молока, отыскивают стихотворения, пословицы и поговорки о молоке  и участвуют  в проведении беседы:
1. Поднимите руки, кто из вас пьет молоко в столовой? Дома?
2. Почему вы пьете (не пьете) молоко?
3. Какие вы знаете полезные свойства молока? 
4. Какие молочные продукты вы знаете еще?
5. Как отличить молоко настоящее от молочного продукта?

Мероприятие  сопровождается презентацией.
Учитель:    Испокон веков крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом «чем бог пошлет». Отсюда и извечная мечта русского народа о «молочных реках и кисельных берегах» — символе сытости и благополучия. Человек открыл для себя молоко примерно 7–8 тысяч лет назад, о чем свидетельствуют раскопки археологов, предания, легенды, сказки и мифы. Кстати, молоку в этом отношении очень повезло. Редкий народ не сложил о нем свою историю. Так, древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному богу именно молоко. «Потчевали» им не только Юпитера, но и других богов и богинь, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам, их стадам и т. д. Ну и как вы уже поняли, мы поговорим сегодня о питании и в частности о пользе молока!
 Ребята, как вы думаете, зачем человек питается? (Дети отвечают.)
Правильно, мы должны кушать для того, чтобы жить, ходить, бегать, дышать, учиться. Из пищи наш организм получает питательные вещества. А кровь разносит их по всем органам. Может быть, нам надо выбрать что-то самое вкусное и этим постоянно питаться? (Ответы детей.)
 Помощник учителя . Конечно, пища должна быть разнообразной. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).  Но  есть такие продукты в нашем рационе, которые по своим свойствам являются незаменимыми. И один из главных таких продуктов – это молоко!
          В обществе всегда царило мнение, что молоко - источник здоровья. Описывая пышущего здоровьем человека, о нем говорят: "кровь с молоком!" Приезжая в деревню, ваши родители, бабушки  стараются напоить детишек парным молоком. При простудах мы первым делом пьем горячее молоко. Однако несколько лет назад в прессе стала появляться информация о том, что молоко полезно только детям - взрослому человеку оно вредит. Попадались даже заметки о том, что женщины в целом полнее мужчин именно потому, что употребляют больше молока и молочных продуктов. Так ли на самом деле, мы попробуем сейчас разобраться, для этого мы послушаем, что же выяснили наши ребята, которые исследовали этот вопрос.
          Итак, что было известно о пользе молока в древности, расскажет нам первая группа учащихся, которая изучала тему «Когда человек стал употреблять молоко и молоко каких животных это было?»

Ученик 1.  Люди употребляют молоко в пищу с древних времен. Заквашенное молоко, масло и сыр были обычной пищей людей, живущих на пастбищах Азии с овцами и крупным рогатым скотом тысячи лет назад.(слайд 1-2) В библии имеется много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. Сколько же лет молоку? У молока своя длинная история. При раскопках доисторических поселений Триполья, на Украине археологи находят подойники, отстойники для приготовления творога. По ним можно судить, как давно, больше 5000 лет назад, пользовались молоком. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., о том, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханская была «землей молока и меда» в 1500 г. до н.э. Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно задолго до этого.
Ученик 2. Так какое же животное первым человеку стало давать молоко? Корова? (ответы учащихся)..(слайды 3-5)  Прародителей нашей домашней коровы приходится искать среди вымерших видов. Такой исходной формой был тур - крупный дикий бык, который еще в исторические времена был широко распространен в Европе и Азии. Водился он и на нашей территории, и выражение "гнедой тур" употреблялось в старину для олицетворения мощи и храбрости.

Ученик 3. (слайд 6-12)
Я узнал, что в разных странах  молоко получают от разных животных. Как и в России в Британии молоко берут от коровы. В Испании употребляют овечье молоко. В аравийских пустынях молоко берут от верблюдов. В Египте молоко дает буйвол. В Перу молочным животным является лама. В Тибете люди получают молоко от яка. Где то пьют молоко от лошадей. А во многих странах молоко людям дает коза. Одинаково ли молоко? Нет. Каждое животное вырабатывает молоко, предназначенное для своего потомства. Молоко коровы предназначено для теленка, а не для человеческого ребенка. Но коровье молоко довольно похоже на человеческое, поэтому ребенок может пить его и расти сильным и здоровым. В коровьем молоке меньше сахара, больше солей и в 4 раза больше казеина, важного вещества. Неважно, чьё молоко употребляют люди,- с ним они получают жизненно важные вещества.
Ученик 4. (слайд 13- беседа по таблице)
 Я изучил научную литературу и узнал, что  молоко разных животных отличается. Для сравнения возьмем молоко коровы и северного оленя. Коровье молоко содержит около 87% воды, у оленя – 68%. Коровье молоко имеет около 4 % жирности, оленье – около 17%. Оленье молоко содержит наполовину меньше сахара. Вы видите теперь, как сильно отличается оленье молоко от коровьего. Но даже коровье молоко может быть разным, в зависимости от кормления, здоровья самой коровы и времени между дойками. Последнее молоко при дойке жирнее, поэтому одна и та же корова дает жирное молоко при хорошей дойке и менее жирное при плохой дойке.
Ученик 4.(слайд 13- беседа по таблице)
       Я изучал состав молока.  Многие люди считают молоко едва ли не самым лучшим продуктом из тех, которые мы употребляем в пищу. Узнав, сколько полезных для вашего организма веществ содержится в нем, вы поймете, почему это так. Одной из главных составляющих молока является белок, необходимый для укрепления мышц и восстановления их после тяжелой работы. Другой – жир, вместе с которым в ваше тело поступает энергия. Этот жир называется молочным. В молоке также содержится сахар-углеводород, являющийся другим источником энергии. Он называется лактоза. Он не столь сладок на вкус, как сахар, зато легче, чем все остальные. Молоко снабжает организм и важными минеральными солями. Они требуются человеку для укрепления костей и производства свежей крови. Особенно много содержится в молоке фосфора и кальция. Кроме того,  в молоке присутствуют железо, медь, марганец, магний, натрий, хлор, йод, кобальт, цинк. И этот список еще не полон! Молоко обеспечивает нас витаминами. В нем велико содержание витаминов В2, А, В1, С, D. Разумеется, в молоке содержится и вода.
Учитель: (слайд 14-16)
2-я группа учащихся изучала вопрос о том,  можно ли использовать  молоко,  как лекарство?
Ученик 1. Великий средневековый врач   Авиценна считал молоко самым лучшим продуктом для человека. В своих трудах уделил много внимания молоку и молочным продуктам, особое предпочтение, отдав коровьему. Молоко активно использовалось и в народной косметике.  Из него делали маски и использовали их против морщин. Молоко и мед часто сочетаются как косметические процедуры и как эти компоненты помогают в получении гладкой успокаивающие кожу. Таким образом, потребление молока и меда ежедневно по утрам является обычной практикой во многих странах.  А стакан теплого молока с медом на ночь – универсальное снотворное.
Ученик 2. Я изучал целебные свойства молока и узнал, что с древнейших времен молоко и молочные продукты употреблялись не только в пищу, но и в качестве целебного средства. Гиппократ назначал молоко больным, особенно тем, кто болел туберкулезом. Он рекомендовал пить молоко и нервным людям, считая его успокаивающим средством.
Молоком лечились внутренние воспаления, нарывы, опухоли. При ангине и других заболеваниях горла древние римляне полоскали его горячим молоком с добавлением соли. При заболеваниях зубов им смазывали десна.

Ученик 3. . (слайд 16)
А самое полезное  блюдо с которым знакомы все ребята – это каша с молоком.   Каша – исконно русское блюдо. Самые древние каши – пшённая, манная, овсяная (геркулес). Каши – очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят «мало каши ел». В старину у русских князей существовал обычай – в знак примирения бывших врагов варить кашу. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь». Кашу   очень полезно есть на завтрак. Но не все почему-то любят есть каши. А знаете, что любую кашу можно сделать вкусной? Надо просто добавить молока!

Ученик 3. (слайд 17) А я знаю, что молоко широко применялось и для технических нужд. В древности оно использовалось в стенной росписи. Для получения высококачественной пурпурной краски готовили смесь сока брусники с молоком. Для росписи стен использовали также молоко с шафраном.
Древние философы называли молоко «соком жизни». Аюрведа, древнеиндийский трактат о здоровье, указывает на то, что молоко эффективно лечит расстройства психики - раздражительность, суетливость, перенапряжение, избавляет от бессонницы, умиротворяет и успокаивает.
Молоко, приготовленное с лечебными травами и специями, согласно восточным учениям, устраняет утреннюю сонливость и укрепляет психические способности, повышается способность к обучению, вообще увеличивается сила интеллекта в целом. Если человек пьет на ночь молоко, то он становится более разумным, начинает лучше понимать окружающий мир, приобретает правильное виденье добра и зла - считали восточные мудрецы.
Учитель.  3-я группа учеников изучала тот факт, может ли молоко сочетаться с овощами и другие свойства молока!
Ученик 1. (слайды18-19)
 У молока еще много полезных свойств. Молоко, особенно козье, благоприятно влияет на слизистую оболочку желудка и способствует заживлению ее нарушений. Мало известен факт, что молоко является ценным дополнением к овощам. Оно повышает содержание кальция в пище и способствует получению ценной смеси аминокислот. Молоко добавляют в клубнику, чернику, красную смородину - это уменьшает возможность возникновения аллергической реакции. Не все также знают, что молоко прекрасно утоляет жажду. В жару организм теряет много влаги в виде пота, а вместе с ним удаляются минеральные соли. Молоко, в состав которого эти соли входят, способствует удержанию влаги и таким образом уменьшает жажду. Многовековой опыт жителей Средней Азии показывает, что для утоления жажды хорошо кислое обезжиренное молоко или цельное, разбавленное водой. В Средней Азии и многих жарких странах предпочитают чай пить именно  с молоком.
    Ученик 2. А я узнал, о том,  что версия, что от молока полнеют, на самом деле неверна. На самом деле, молоко наоборот, способно защитить организм от набирания избыточного веса. Оказалось, что кальций борется с полнотой, способствуя усиленному сжиганию жира в организме и уменьшая его отложения. Многие специалисты  не приветствуют отказ от молока в целях похудения. Особенно это касается нашего региона, ведь холодная зима требует особого питания, и   мы,  должны готовиться к зиме, обеспечивая организм запасом калорий и  максимально использовать полезные свойства молока - продукта, содержащего около 100 различных ценных для организма веществ: более 20 аминокислот, 25 жирных кислот, 30 минеральных солей и 20 различных витаминов.
Ученик 3.  Молоко – капризный продукт, и обращение с ним требует специальных знаний. Чтобы получить от молока максимальную пользу, не нагревайте его выше 47°С, чтобы сохранить энзимы и витамины. К сожалению, свежее молоко может храниться в холодильнике только 1-2 суток, а при комнатной температуре быстро скисает. Для долговременного хранения молоко следует прокипятить, добавить немного сахара и охладить в той же посуде. Чтобы при кипячении на молоке не появилась плёнка, помешивайте его, а после закипания быстро охладите, поместив кастрюлю в холодную воду. Чтобы молоко не «убежало», смажьте края посуды сливочным маслом, а чтобы не пригорело – перед кипячением ополосните кастрюлю холодной водой. Посуду из-под молока рекомендуется мыть сначала в холодной, а потом в горячей воде.
Помощник учителя: Недавние научные исследования доказали, что девушки-подростки должны приналечь на молочные продукты и отвернуться  от колы, пепси и других прохладительных напитков. В противном случае во взрослые годы им не избежать остеопороза и повышенной ломкости костей. Дело в том, что именно в подростковом возрасте формируется резерв кальция в костях, что является гарантией их будущей прочности. (опыт: добавление в кока-колу чипсов или отмывание загрязнений)
Ну а если вы не любите молоко, то попробуй регулярно есть другие молочные продукты: творог, сметану, нежирный йогурт, кефир. А вы знаете, как правильно употреблять молоко?

 Учитель: А как еще можно использовать молоко?
Ученик: С кулинарной точки зрения, молоко – не только самостоятельный продукт, но и важный ингредиент сложных блюд и среда для приготовления других продуктов. На молоке варят супы, каши, тушат овощи и грибы; молоко входит в состав теста для выпечки и блинов; молоко добавляют при варке рыбы или овощей для нейтрализации запахов; в молоке вымачивают солёную рыбу, печень и сушеные грибы; молоком заваривают горчицу. Молоко входит в состав шоколада, крема, мороженого. Добавление молока в чёрный чай и кофе смягчает вкус крепкого напитка и связывает дубильные вещества. Добавление молока в зелёный чай нежелательно, так как оно блокирует действие антиоксидантов. Следует помнить, что сочетание мяса и молока в одном блюде недопустимо.
Учитель: А что вы еще знаете о молоке?
Ответы учащихся:
- В последнее время довольно распространенным стало соевое молоко. Его употребляют по принципу коровьего молока, и очень часто добавляют в кулинарные блюда. Но стоит помнить, что из этого вида молока организм человека усваивает гораздо меньше кальция, чем из молока коровы.

 - В природе есть растения, которые соответствуют своим составом молоку животных и человека. Скажем, миндаль (точнее наличие белка в зернышках этого растения) близок к составу материнского молока. Поэтому миндаль очень часто добавляют в молочные смеси для детей. А вот молоко ослицы по составу тоже сильно похоже на молоко человека.

- Молоко используют и как чистящее средство. Им можно выводить чернильные пятна и протирать зеркала и золоченые рамы.

Помощник учителя: Всё, известное нам о пользе молока, относится только к натуральному молоку животных на вольном выпасе. А все предупреждения о вреде молока для взрослых относятся к восстановленному и пастеризованному молоку или к тому, которое получают при неправильном питании животных
Учитель:Итак, ребята, из всего сказанного модно сделать вывод, что с точки зрения физиологии питания ценность молока как пищевого продукта объясняется его универсальным составом: это белок, витамины А и В, кальций, фосфор и многое, многое другое. Короче говоря, молоко – это здоровье. Недаром этой теме посвящают произведения поэты и писатели, о нем сложены пословицы и поговорки, писали картины художники и рисовали рисунки  дети (приведите примеры).                                                                                                                      Вам всем хотелось бы  пожелать быть здоровыми, а для этого нужно пить молоко и употреблять молочнокислые продукты.
           

  Итоги беседы. Ответьте на вопросы:
1.        Перечислите полезные свойства молока.
2.        Изменилось ли ваше отношение к молоку после услышанного на уроке?




.








































Комментариев нет:

Отправить комментарий