Работы моих учеников






Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»





ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ


ПО УЧАСТКУ ЗАПОВЕДНИКА «БЕЛОГОРЬЕ» - «ЛЫСЫЕ ГОРЫ»

                                                                Выполнила: Кочук Ирина,
                                                             г. Старый Оскол м-он Рудничный
                                                        дом 11-95, 8 «А» класс, МБОУ
                                         «СОШ №19с УИОП»
                                                                 Руководитель: Лихушина Н.И.,
                                                                 учитель географии





                                             
                                          

                                           
                                         
                                        
                                              Старый Оскол -2014
                                                 
Содержание.


Введение............................................................................................................3
1. Цели и задачи...............................................................................................3
2. История организации заповедного участка «Лысые горы»
и его научное значение....................................................................................4
3. Экскурсионные маршруты по заповедному участку «Лысые горы»:…..7
3. 1 «Прогулка по «Сниженным Альпам»............................................9
           3.2 «Шумит Байрачная дубрава»...............................................................10
4. Заключение.........................................................................................................11 Список использованной литературы...................................................................12

                                                              
                   
                                                     


Введение                

                                                        Пестреют в траве изумрудной
                                                        Цветов разноцветных головки,
                                                        Блестят своей свежестью чудной,
                                                        Кивают и манят плутовки.
                                                                                С. Левицкий

         Природа – это священный храм, входить  в который  каждый человек должен восторженно, бережно и с благоговением, для того, чтобы постигать его необычайную красоту во всех проявлениях на протяжении всей жизни. Именно на этом и основан один из видов туризма - экотуризм, который в последнее время приобретает сильнейшее развитие.
Само это понятие на Западе было официально использовано мексиканским экологом Гектором Цебаллосом Ласкурией в в 80-х годов XXв. И сегодня значение экотуризма возросло как никогда раньше.
         Данный вид туризма будет познавателен, необычен и полезен абсолютно всем неравнодушным людям, особенно  детям и подросткам. Ведь соприкоснуться с заповедными уголками родного края, своими глазами увидеть его достопримечательности, ощутить всю его неповторимость и первозданность намного интереснее и нагляднее, чем в ходе обычного урока в школе.
Белгородская область, бесспорно, один из центров России, в котором интересных для изучения природных объектов существует немало. Все они неповторимы и имеют свою историю. Каждый из них словно кладезь хранит в себе много тайн и загадок и о каждом можно написать немало книг, сделать бессчетное количество фотоснимков и не один из них не будет повторением другого.
1. Цели и задачи работы
В процессе работы над данным путеводителем,  нами была поставлена цель: воспитание у моих сверстников — любви к нашей малой Родине, гордости за нее сквозь призму исследования истории заповедного участка «Лысые горы»  Государственного природного заповедника «Белогорье». 
Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. исследовать заповедный участок «Лысые горы»;
2. сбор информации об участке;
3. разработать экскурсионные маршруты по заповедному участку  «Лысые горы».
Для исследования использовали следующие методы: анализ научных и краеведческих источников, архивных газетных публикаций, создание фотоархива  заповедного участка, интервьюирование специалистов, работающих в этой сфере.

2. История организации заповедного участка «Лысые горы» и его научное значение.
 «Маленькая Швейцария», «Черная жемчужина в ожерелье КМА» - такими эпитетами награждают горняцкий Губкин многочисленные его гости. В самом деле, этот город известен далеко за пределами Белгородчины и в первую очередь как центр Курской Магнитной аномалии - самого крупного в мире месторождения железных руд.
         Бесспорно,  этапы разведки и разработки богатств КМА — одна из главных страниц в истории не только Губкинского края, но всей области и даже России. Однако Губкинская земля богата не только богатством, спрятанном в недрах, но и открытых невооруженному глазу уникальными природными оазисами[1] . Об одном из таких уголков, сохранившихся в первозданном виде, где вопреки «промышленной экспансии» и сегодня в высокотехнологичном 21 веке произрастают ботанические реликты и пойдет речь в данной работе (приложение 1,2).
         «Лысые горы» - сравнительно молодой участок государственного природного заповедника «Белогорье» (приложение 3). Организован он 9 сентября 1993 года во  многом благодаря стараниям  Ларисы Всеволодовны Гороховой[1]  Заслуженному экологу Российской Федерации (Приложение 4). В подготовке данного материала я во многом опиралась на данные, предоставленные Ларисой Всеволодовной и ее воспоминания.
Всю свою жизнь Лариса Всеволодовна наряду с такими признанными в  научных кругах знатоками природы, такими как Н.И. Золотухин, А.С. Шаповалов, Н.А. Алешин, О.В. Рыжков, посвятила сохранению этого островка нетронутой реликтовой природы, расположенного в непосредственной близости с Губкинским и Старооскольским городскими округами с их развитой промышленностью.
Как видим на карте (приложение 3, 5), на территории, которую в настоящее время занимает Губкинский городской округ, «Лысые горы» - далеко не единственный заповедный участок. К примеру, расположенный неподалеку от «Лысых гор» заповедный участок «Ямская степь» имеет достаточно большую историю:  ее серьезное исследование началось в 20 годы прошлого века. С «Ямской степью» связаны имена таких известных российских ученых как В.В. Алехин, Н.А. Прозоровский, А.Д. Архангельский, И.А. Пульман. О «Ямской степи» написано множество научных трудов[2]. С заповедным участком  «Лысые горы» дело обстоит несколько иначе. Как было сказано выше, официальный статус заповедного участка им был присвоен сравнительно недавно — 21 год назад. И своими масштабами он не впечатляет — всего 170 га. Как говорится, капля в море. Но не стоит уменьшать роль этого участка для научного мира. В научных кругах это урочище давно известно как одно из мест обитания  редких и реликтовых растений Среднерусской возвышенности, приуроченных к сообществам «сниженных Альп».
До революции 1917 года урочище «Лысые горы» были частным владением. По воспоминаниям  старожилов в лесу в довоенные годы произрастали старовозрастные насаждения из дуба, липы, березы. К сожалению, во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы лес значительно пострадал, из-за нехватки топлива его вырубили местные жители и только в 60-е годы Старооскольский лесхоз приступил к облесению современного заповедного участка «Лысых гор». Всего тогда было посажено 87 га березы, сосны, дуба, ясеня, липы, но на  маломощных почвах и меловых обнажениях деревья в основном погибали. С одной стороны, посадка леса в степных экосистемах и на мелах существенно изменила экологические условия для наиболее редкой и ценной растительности в худшую сторону, но с другой стороны, закрыла доступ для скота в глубину участка. К началу 90-х годов прошлого века сохранность степных участков и их растительное разнообразие в центре было больше.
В 1991 году урочище было официально утверждено ботаническим заказником областного значения. А как было сказано выше, распоряжением Совета министров РФ №1619-р от 9.09.1993 г. участок «Лысые горы» был включены состав Центрально-Черноземного заповедника.
В 1999 году участок одновременно с другими заповедными участками, расположенными на территории Белгородской области был передан в государственный заповедник «Лес на Ворскле» с одновременным переименованием его в государственный природный заповедник «Белогорье»[2].
         Огромную значимость, проведенной работы по созданию заповедного участка и трудности, с которыми его организаторам пришлось столкнуться представить не сложно. Достаточно вспомнить годы, на которые пришлись организационные мероприятия. 1992-1993 — сложнейшее время для России.
В такой нестабильной обстановке во властных вполне могли инициативу губкинцев «похоронить». Но Л.В. Горохова, работавшая тогда председателем Губкинского районного комитета по экологии и природным ресурсам, а также ее союзники, настойчиво шли вперед, и они победили (приложение 6).
Причем, примечательно, что люди, завизировавшие этот документ и сегодня не просто живы, но и плодотворно трудятся. А. Замараев ныне — глава Троицкой территориальной администрации, Н. Астахов — депутат Совета депутатов Губкинского городского округа, Ю. Кудинов — заместтитель главы администрации Губкинского городского округа, Л. Горохова — председатель райкома профсоюзов работнков АПК.
В 1993-1994 годах было проведено комплексное изучение  участка «Лысые горы», результатом которого стал вывод об уникальности этого ландшафта, так как в урочище до сих пор идут процессы активного рельефообразования (приложение 8,9). Кроме того, на заповедной территории растет более 585 видов сосудистых растений как типичных меловых, так и степных, 42 вида мхов и 66 — лишайников.
Сегодня «Лысые горы» представляют собой ценный материал для многочисленных исследований. Структура работы, в нем следующая: сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных объектов, проведение научных исследований, осуществление экологического мониторинга, экологическое просвещение. Последнее особенно важно в свете того, что в непосредственной близости с участком находятся такие промышленные гиганты как Лебединский и Стойленский ГОКи и комбинат «КМАруда», а также Старооскольский и Губкинский городские округа[2].
                                     3. Экскурсионные маршруты:
Для школьников и студентов сотрудники заповедника проводят экскурсии по определенному маршруту. Данные экскурсии проводятся нерегулярно, только для специализированных групп  по предварительному согласованию, поэтому мы самостоятельно отправились по выбранным маршрутам. Заповедник находится в 3км от Губкина. Площадь  заповедного уголка 170 га, пройти такое обилие красоты за один день практически невозможно, поэтому свой путь  мы разделили на 2 этапа.



                             3.1 «Прогулка по «Сниженным Альпам».
         Для всех, интересующихся природой родного края, заповедный участок «Лысые горы» - неистощимая кладовая новых знаний и впечатлений. Поэтому свой первый маршрут мы назвали  «Прогулкой по «Сниженным Альпам»[3]. Само это название должно заинтересовать натуралистов. Казалось бы самая центральная часть европейской России и вдруг — Альпы. К чему? Зачем? И, тем не менее, это так. «Сниженные альпы» возникли в результате чередований оледенений и межледниковых периодов,  во время которых неоднократно изменялись границы степной зоны. Сюда к нам стали проникать тундровые, лесные, пустынные и горные виды растений, которые к  радости ученых сохранились до наших дней. То есть, здесь в урочище мы в 21 веке можем своими глазами увидеть фрагменты реликтовых, то есть древних ландшафтов и представить, как выглядел наш край в послеледниковый период.
Так, на этом участке, сохраняется одна из самых больших популяций Проломника Козо-Полянского (Приложение 11). (Растение названо в честь советского ботаника Б.М. Козо-Полянского).
Это типичный представитель субальпийского и альпийского поясов гор Европы  с довольно крупными розовато-белыми цветами. Глядя на губкинские склоны с цветущими растениями,  мы видим перед собой типично альпийскую лужайку.
Густо покрывает меловые склоны еще одно реликтовое растение — оносма простейшая — опущенный сероватый полукустарникчек высотой 15-45 см. Природный ареал оносмы (Приложение 12)  не выходит за пределы степной зоны Европейской России и южной Сибири.
Если повезет, то можно встретить володушку многожилковую — реликтовый для Центрального Черноземья вид. И опять представить себя на альпийских лугах Западной Европы.
Во время цветения издали заметен   катран татарский — редкое многолетнее, сильно ветвистое растение. Оно имеет шарообразную форму. Цветет катран в мае, а осенью обламывается у корня и перекатывается ветром по степи, рассеивая семена. В народе такие растения называют перекати-поле.
А вот овсец пустынный (приложение 13) — реликт ледникового периода в отличии от володушки многожильной в урочище встречается довольно часто.
Добавим, что нижнеальпийской растительности свойственны сезонные цветовые аспекты.  То есть с ранней весны  сразу после схода снега по сентябрь проходит цветение разнообразных растений . Таким образом природа заповедного уголка  «Лысые горы» никогда не наскучит наблюдательному и неравнодушному человеку. В разные сезоны они радуют новой палитрой. Но мы наблюдали растительность этого заповедного участка в начале июня и поэтому с некоторыми видами познакомились с помощью интернет-ресурсов.
        Кроме того, в довоенное время, по словам старожилов, в лесной части урочища «Лысые горы»  произрастали старовозрастные насаждения из дуба, липы, березы с примесью сосны, возможно искусственно посаженной. В 1943 году урочище и прилегаемые балки пересекли несколько рядов полнопрофильных траншей второй оборонительной линии Курской дуги. В самом лесу расположилась воинская часть[6].
Свидетели тех грозных лет - окопы, траншеи и капониры. Лес был вырублен в военные и первые послевоенные годы. Сосны после рубки потомства не дали, а дуб и липа возобновились от пней. Остальная площадь урочища была безлесной и имела своеобразный живописный холмистый рельеф (отсюда и название - Лысые горы) и использовалась в качестве пастбищ и сенокосов[3].                                     
3.2 «Шумит Байрачная дубрава».
Байрачная дубрава занимает на участке всего 24 га, в основном на крутых склонах балок. Как говорилось выше, в довоенное время здесь произрастали вековые дубы, впоследствии не сохранившиеся. В настоящее время количество дубов не превышает 30% от общего количества деревьев, в большинстве своем липняков и осинников. Из кустарников превалируют орешник, бузина, боярышник. Остальная площадь урочища была безлесной (отсюда и название «Лысые горы). Как мы поняли, что дубраву лучше посещать  в апреле. Лес в это время еще не оденется листвой, в нем светло, и все вокруг будет просматриваться. Поэтому растительность «Байрачной дубравы» мы изучали  опираясь на дополнительную литературу и интернет-источники[4]. Мы узнали, что после схода снега под кронами деревьев массово зацветают хохлатка Галлера, пролеска сибирская, ветреница лютиковая, разнообразные фиалки.
Очень важно в это время защитить лес от людей, собирающих первые весенние букетики, нанося тем самым природе непоправимый урон.
В июне  настоящим украшением леса является бубенчик лилиелистный (приложение 14). В это же время  рядом с соснами зацветает еще одно интересное бесхлорофильное растение — подъельник обыкновенный (приложение 15).
А в одном из логов «Лысых гор»  имеется место, где можно встретить растение «Сниженных Альп» эфедра двухколосковая (приложение 16).
        Довольно богат и животный мир «Лысых гор». Конечно, приехав сюда не стоит рассчитывать на то, что своими глазами увидишь его представителей — животные людей опасаются и стараются ничем не выявить своего присутствия. Разве, что сурки-байбаки (приложение 17) словно столбики возвышаются и разглядывают гостей издалека. Но стоит человеку приблизиться, как они резво скрываются в своих норках, резким свистом предупреждая своих соседей. Система подобного «сарафанного радио» очень эффективна: и хищнику, и человеку, практически невозможно подойти к суркам незамеченным.
         Кроме сурков, здесь обитают косули и дикие кабаны, зайцы-русаки и лисицы, барсуки и суслики. Одним из типичных представителей участка является слепыш обыкновенный — интересный зверек совершенно слепой, роющий норы с помощью зубов, выбрасывая на поверхность кучи земли до 20
 см. В спячку они не впадают, а потому делают большие запасы на зиму.
Из представителей пернатых чаще всего увидишь ястреба-перепелятника (приложение 18), который парит в небе, высматривая добычу.
Кроме того,  в заповедном участке гнездится вяхирь, зяблик, дубонос, кукушка, стрепет, удод, чибис, изредка можно увидеть аиста. Всего, по последним данным, здесь встречается 193 вида птиц, 18 из которых занесены в Красную книгу России.  
Заключение
Для нас, посещение заповедного участка «Лысые горы» - не увеселительная, развлекательная прогулка, а  познавательная экскурсия в мир растительного и животного мира. Для нас, живущих среди открытых карьеров, очень важно экологическое просвещение самих себя. Необходимо осознать ту неразрывную связь между человеком и природой, экономикой и экологией. Экономное, бережное, уважительное отношение к окружающему нас миру, природным ресурсам позволит сделать Землю чище, людей более здоровыми. И, что немаловажно как писал Михаил Пришвин, «охраняя природу, мы охраняем свою Родину».
         Проводя данное исследование, мы научились отбирать и систематизировать необходимую информацию, приобрели навыки работы с архивными документами. Для более полного «погружения» в изучаемую тематику, несколько раз посетили заповедный участок «Лысые горы» и убедились в том, что этот уголок Белгородчины не только красив, но и содержит огромный материал для изучения географов, биологов, экологов. Поэтому, работа по изучению этой территории только начинается!
          
              Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
1.     Алтухова И. Д., Солнышкина Е. Н.//Заповедные уголки горняцкого  края.  Белгород: Белгородская  областная типография,  2012. — 96с
2.     Богданович Н. У чистых истоков.- Белгород, 1991.- 102 с.
3.     Виноградов Н.В., Голицын С.В., Сниженные альпы и тимьянники Среднерусской возвышенности //Ботанич.журн., 1954, т.39, №3.- С.3-37.
4. Золотухин Н.И., Малешин Н.А., Рыжков О.В. История организации и общие сведения.// Природа Лысых Гор - нового заповедного участка в Белгородской области / Труды Центрально-Черноземного заповедника, вып.14. - Москва, КМК Scientific Press Ltd., 1995.-76c.


                                                                                                                                                                      

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 «Средняя общеобразовательная школа №19
с углубленным  изучением отдельных предметов»
Кадетский корпус «Виктория»


Проект
"Умей сказать нет!"
/в рамках программы «Мы выбираем жизнь!/                                                                             
                                                                                 
                                                                                  Разработан творческой
                                                                                  группой в составе:
                                                                         Лихушин Савелий
                                                                         Машкара Даниил
                                                                         Столяренко Дмитрий
                                                                         Руководитель: Лихушина Н.И.                                                                                          
                                                                      

                                                             



                                                        




                                         

                                             Старый Оскол – 2011 год





Вступление
   Я учусь в 10 к классе и уже передо мной стоит вопрос о выборе будущей профессии. Пока я остановился на специальности «Связь с общественностью» в ВГТУ, факультет МЧС. Когда я стал интересоваться предметами, которые там изучают, я с удивлением узнал, что есть такой предмет  - экология человека. Меня заинтересовало – что же там изучают? Оказывается, что там изучают социальные проблемы, которые стоят перед современным обществом. Среди них можно выделить СПИД, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм, табакокурение и т.д. Все эти проблемы основаны на многих факторах, которые являются новым порождением глобализации и изменений в обществе. Существует множество наук изучающих описываемые явления психология, медицина, социология, сюда же можно отнести и социальную экологию. Многие современные молодые люди не успевают адаптироваться к современным условиям, и находят выход в традиционных формах отстранения – наркомании и алкоголизме.  Я со своими друзьями участвовал в создании школьного проекта «Мы выбираем жизнь» и там мы решали проблему, как привить учащимся нашей школы любовь к здоровому образу жизни и отвлечь их от вредных привычек. Поэтому, когда предложили поучаствовать в экологической олимпиаде я выбрал эту тему. Ведь, одним из направлений работы социального эколога является научно-исследовательская деятельность, которой мы и занимались  в процессе работы над проектом. Это очень нужная работа, помогать «социально-потерянной » молодежи.


                                                          Содержание:

11.  Паспорт Проекта   ____________________________________________ с.3
22. Актуальность и важность выбранной темы для школы,  социума _____ с.4
33. Сбор и анализ разноплановой информации по выбранной теме ______  с.6
44. Программа действий __________________________________________ с.6
55. Общий вывод             __________________________________________ с.10


  


















                                                   
                                                  Паспорт проекта

Название проекта

«Умей сказать нет!»
в рамках проекта «Мы выбираем жизнь»

Руководитель проекта (Ф.И.О., должность)
Лихушина Наталья Ивановна,
 учитель географии
Состав проектной группы
1.     Лихушин Савелий
2.     Машкара Даниил
3.     Столяренко Дмитрий
Цель проекта
-  Выяснить и проанализировать отношение современных школьников-подростков (14-15 лет) к проблеме употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина);
- улучшение здоровья и социального благополучия  обучающихся микрорайона  МБОУ «СОШ №19».                                                 - формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей, молодёжи и взрослого населения микрорайона. 
- изучение реальной ситуации в муниципальном образовательном учреждении по вопросам формирования  здорового образа жизни.

Задачи проекта
1.     Создание в образовательном учреждении атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков, алкоголя и табакокурения. 
2.     Повысить положительную мотивацию к здоровому образу жизни у разных групп населения, уровень информированности по вопросам ЗОЖ. 
3.     Усилить профилактическую работу среди детей и молодёжи.
Направление деятельности по проекту
1. «Умей сказать нет!»
-         семейная диагностика
-         просвещение родителей
-         тренинги
-         работа с детьми
-    улучшение микроклимата в классном коллективе.
Формы организации проектной деятельности
1.     Исследовательская работа (анкетирование, опросы, составление базы данных)
2.     Акции, операции.
3.     Социологические исследования.
4.     Дни Здоровья – оздоровительный десант
5.     Уроки Здоровья
6.     Спортивные соревнования
7.     Внедрение новых оздоровительных программ: «Школа здоровья»
8.     Повышение информированности населения по вопросам ЗОЖ
9.     Создание  школьного сайта по ЗОЖ.
Связи по взаимодействию
Взаимодействие с социальными партнёрами:
1.     Взаимодействие с администрацией МБОУ СОШ №19.
2.     Взаимодействие с родителями обучающихся школы.
3.     Взаимодействие с городским наркологическим центром.
Этапы реализации проекта
1.     Организационный
2.      Исследовательский. Тесты и опросники для обучающихся школы, детей социального приюта.
3.     Информационный. Обработка результатов анкет, бесед.
4.     Разработка варианта решения проблемы по проекту. Составление плана работы.
5. Творческий.
6. Презентация проекта.

Актуальность и важность
выбранной темы для школы и социума
             
  "Умей сказать нет!" - творческая работа учащихся 9 – го  класса школы
19 г. Старый Оскол (в рамках проекта"Мы выбираем жизнь!").
            Данная работа, проведенная малыми инициативными группами (МИГами),  преследовала цель выяснить и проанализировать отношение современных школьников-подростков (14-15 лет) к проблеме употребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, никотина).
        Учащимися  нашей группы  было опрошено 60 юношей и 60 девушек 14-17 лет, им  было предложено ответить на вопросы анонимной анкеты с целью выяснить, как происходит формирование  здорового образа жизни  среди подростков, ведь  это является в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем. Алкоголизм, токсикомания и наркомания становятся неотъемлемойчастью  молодёжной субкультуры. Злоупотребление  психоактивными веществами является одной из наиболее острых проблем современного российского общества. Распространение наркомании и алкоголизма в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием, угрожающим национальной безопасности страны. Мы выяснили, что среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей  психоактивных веществ. Основной возраст первого знакомства с наркотиками - 11 – 17 лет. Участились случаи приобщения к наркотическим и другим психоактивным веществам детей 8 – 10 лет. Постоянно растет число преступлений, совершаемых в состоянии опьянения или  приема наркотиков, увеличивается число лиц, участвующих в их незаконном распространении. Курение, алкоголь и наркотики наносят  вред и здоровью молодежи. Выше изложенные факты обосновывают необходимость формирования сознательного отношения к здоровому образу жизни. Школа несёт ответственность за создание нужной атмосферы, создавая благоприятные условия и предоставляя все возможности, она должна дать ученикам возможность научиться делать самостоятельный выбор. Таким образом, сложившаяся в обществе ситуация требует принятия неотложных мер для разработки программ профилактики нового поколения – программ обучения здоровому поведению, здоровому жизненному стилю.  У обучающихся  должно создаваться убеждение в том, что забота человека о своем здоровье, физическом развитии является не только его личным делом, но и общественным долгом, а для этого необходимо иметь комплексный подход, через систему взаимосвязанных мероприятий с семьей, с окружающим социумом…. Не случайно один из национальных проектов России посвящен здравоохранению. Его неотъемлемой составляющей является пропаганда здорового образа жизни.   В.В. Путин отметил: «В современных условиях охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба».


Сбор и анализ разноплановой информации по выбранной теме
    
Перед началом работы по проекту «Умей сказать нет!» мы решили собрать следующую информацию:
·        Провести опрос школьников о том, как они понимают «Что такое здоровый образ жизни?».
·        Провести анкетирование среди обучающихся школы по отношению к психоактивным веществам
·        Участвовать  в акциях, направленных на формирование ЗОЖ
·        Дни здоровья
I.                  Отношение к курению. 
      Курение среди подростков является одной из ключевых проблем современного общества. Высокий уровень распространенности курения среди несовершеннолетних во многом связан с тем, что табак и табачные изделия легко доступны подросткам. Несмотря на то, что, согласно требованиям федерального закона «Об ограничении курения табака», продажа сигарет лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, а доступ подростков к табаку ограничен стометровой зоной от образовательных учреждений, подростки по-прежнему могут практически беспрепятственно купить сигареты. С одной стороны, этот факт связан с несоблюдением закона продавцами в торговых точках. С другой - данная проблема обусловлена отсутствием надлежащего контроля за наличием сигарет в торговых точках, расположенных вблизи образовательных организаций. Решать эту проблему нужно, и как можно скорее. Мы решили  выяснить, как обстоит дело с курением  среди подростков у нас в школе. Прежде чем приступить к опросу школьников, на родительских собраниях было проведено анкетирование среди родителей на тему:
 « Курит ли ваш ребенок?»
 1. Пробовал                                                                             - 22%.
 2. Подозреваю, что курит                                                       -13%.
 3. Знаю, что курит,  но ничего не могу с этим поделать     -17%.
 4. Не курит                                                                                -33%.
 5. Мой ребенок не закурит,   я в этом уверен                       -15%.
          Затем мы провели анкетирование среди  школьников 9 -11 классов:
1.     Пробовали ли вы курить?
2.     В каком возрасте вы впервые попробовали курить?
3.     Где это произошло?
4.      Как часто вы курите?
5.     Считаете ли вы, что курение оказывает вред вашему здоровью?
         В целом 59% подростков сказали о том, что хотя бы раз в жизни пробовали курить. Количество подростков, имеющих опыт курения, растет в зависимости от возраста. Наиболее высока доля имеющих опыт курения среди подростков старшего возраста. 50% юношей и девушек в возрасте от 15 до 17 лет сказали, что курили в последний месяц. Среди подростков 12-14 лет доля курящих составляет 22%. В ходе исследования были обнаружены существенные различия в уровне курения среди мальчиков и девочек - доля имеющих опыт курения за последний месяц среди юношей составляет 48%, а среди девушек - 23%..   Среди подростков, имевших опыт курения за последний месяц, 42% могут быть отнесены к группе регулярных курильщиков, так как они курили ежедневно, 18% можно отнести к группе слабо вовлеченных в курение, так как они курили лишь 1-2 раза за месяц, и еще 8% курили 3-5 раз за последний месяц. Большинство подростков, имеющих опыт курения сигарет хотя бы раз в жизни, мотивировали свои попытки курить любопытством и желанием попробовать новое (43%). На прямое влияние других подростков (давление сверстников) как на причину курения указали 9% подростков, однако, на косвенное влияние сослались 20%, сказав, что попробовать сигарету их побудило то обстоятельство, что их друзья курили, и они закурили "за компанию". В большинстве случаев (70%) подростки курят вне дома и школы - на улицах, подъездах, дворах, парках и т.д. Тем не менее, 17% сказали, что обычно курят дома, 20% - в школе и еще 18% в доме друзей.   Чуть более половины подростков (53%), имеющих опыт курения в течение последних 30 дней, считают, что их родители знают о том, что они курят. Восемьдесят два процента (82%)  подростков отметили, что родители говорили с ними о вреде курения и просили не курить. Подростки и взрослые одинаково высоко оценивают как степень непосредственного вреда, который курение наносит здоровью.                                                                                                                                                          Вывод: необходимо уделять максимум внимания просветительской работе с продавцами торговых точек: требования по запрету продажи сигарет несовершеннолетним должны быть им хорошо известны. Сегодня Государственной думой разработана новая редакция ФЗ «Об ограничении потребления табака», которая предполагает законодательное закрепление государственной поддержки лечения людей с табачной зависимостью, запрет на изготовление и продажу сувениров, игрушек и кондитерской продукции в виде табачных изделий, а также меры по ограничению доступных мест для розничной продажи табачных изделий. Решать проблему табакокурения необходимо с помощью активной просветительской работы, формирования с помощью СМИ негативного образа курильщика.
                                           II. Отношение к наркотикам
      Анонимная анкета
1.     Что такое наркомания: болезнь, вредная привычка или преступление?
2.     Почему подростки употребляют наркотики? Есть ли у них оправдание?
3.     Чай, кофе, сигареты, пиво - это наркотики?
4.     Как ты относишься к наркоманам: ненавидишь, равнодушен или жалеешь?
5.     Приведите самый сильный (по вашему мнению) аргумент в пользу отказа от наркотиков?
6.     Когда вы впервые "познакомились" с алкогольными напитками?
7.     Почему подростки начинают пить? (ваши варианты)
8.     Что можно использовать в качестве альтернативы употреблению алкоголя среди подростков?
                  Большинство подростков ответили на поставленные вопросы серьезно и откровенно, что позволило получить достаточно достоверный результат. В связи с тем, что мнение юношей и девушек по многим вопросам не совпало, анкеты были обработаны по отдельности.

Отношение к наркотикам
среди девушек 14-15 лет (60 человек).
1. Что такое наркомания?
76% - болезнь
21% - вредная привычка
3% - преступление
2. Отношение к наркоманам:
54% - жалею
20% - ненавижу
20% - равнодушна
6% - боюсь (страх)
3. Аргументы в пользу отказа от наркотиков:
- желание жить, а не медленно, мучительно умирать;
- жизнь дороже, чем один раз удовольствия;
- не хочу терять близких и друзей;
- хочу иметь будущее и родить здоровых детей;
- не хочу превратиться в животное;
- умный человек не станет этого делать;
- я могу развлекаться иначе.
4. Есть ли оправдания у подростков, начавших принимать наркотики и какие?
- оправданий нет - 33%;
- эмоциональная слабость - 46%;
- не хватает внимания родителей - 17%;
- физическая боль - 4%.

                                         Отношение к наркотикам
                                среди юношей 14-15 лет (60 человек).
1. Что такое наркомания?
70% - болезнь
26% - вредная привычка
4% - преступление
2. Отношение к наркоманам:
41% - жалею
32% - ненавижу
27% - равнодушен
0% - боюсь (страх)
3. Аргументы в пользу отказа от наркотиков:
- страх смерти (большинство!);
- губят здоровье;
- хочется сохранить родных, близких, любимых;
- это дорого;
- страх боли;
- можно было не рождаться.
4. Есть ли оправдания у подростков, начавших принимать наркотики и какие?
- оправданий нет - 68%;
- отсутствие интересного дела - 18%;
- пример родителей - 5%;
- глупость - 5%;
- любопытство - 5%;
- отсутствие силы воли - 2%.
                                
Вывод: 1.   Наркомания  – это страшно!
2.     Наркомания  - беда всей семьи. Ее не принято считать вредной привычкой. Наркомания, как бы страшно это не звучало, сложнейшее заболевание современной медицины.
3.     Подростки сами делают выбор относительно приема наркотиков. Чаще всего на такой безнадежный и необдуманный шаг их толкает отсутствие какой-либо радости от мира, в котором они живут.
4.     В большинстве случаев подростки начинают путь наркомана с токсикомании.
5.     Как и любое другое заболевание, наркоманию намного легче предупредить, чем лечить.
6.     Очень важно, чтобы подросток был чем-то занят!
              7. Наркоманы (часто также их родные) слишком поздно понимают, что она не просто " балуются наркотиками", а уже зависят от них. Иногда зависимость развивается через полгода и даже год, чаще через 2-3 месяца, но нередко человек становиться наркоманом после первой же инъекции "черного" раствора. Что будет в конкретном случае с тем или другим человеком, никто не знает. И никто не должен говорить себе: " Я знаю, что могу попробовать наркотики и ничего страшного не случится".
                        III. Отношение подростков к алкогольным напиткам

Юноши (60 человек)
Девушки (60 человек)
1. Когда вы впервые "познакомились" с алкогольными напитками?
В 6-14 лет (большинство в 10 и 14 лет; небольшое количество (4 чел) еще не пробовали)
В 6-14 лет (наибольшее число - в 12-14 лет;
19 человек еще не пробовали
2. Почему подростки начинают пить (ваши варианты)
- желание ощутить себя взрослым;
- эффект новизны
- уход от проблем
- возможность самовыражения
- безделье
- одиночество
- пьют родители
- ссоры в семье
- стресс
- чтобы стать смелее, раскованнее
- глупость, баловство
- реклама по ТВ
- безысходность
- забыть проблемы
- чтобы проявить взрослость
- назло родителям
- нет других способов расслабления
- для имиджа
- чтобы быть "как все"
- из-за отсутствия силы воли
- несчастная любовь
- ссоры в семье
- непонимание
- от скуки
- в компании заставляют
Что можно использовать в качестве альтернативы употреблению алкоголя среди подростков?
- повышение уровня жизни людей
- интересное дело, молодежные клубы
- занятия спортом, компьютер
- профилактическая работа в школе
- походы
- не производить алкогольные напитки
 В результате исследования мы сделали следующие выводы:
            - из всех алкогольных напитков пиво можно признать самым опасным для человека, что обусловлено  рядом факторов:
1) наличие высокоактивного фитоэстрагена, существенно влияющего на гормональный фон человека;
 2) присутствие наркотических веществ подобных гашишу;
3) относительно низкое содержание алкоголя, обуславливающее ранее приобщение человека к алкоголю (50% детей России в возрасте  7 лет пробовали пиво) и формирование стойкой зависимости!
                                                      Общий вывод.
                В течение учебного года нами будет проводиться работа по формированию у обучающихся  умений и  навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношению к укреплению здоровья.
Основные виды деятельности школы по здоровому образу жизни:
Школьная спартакиада.
Веселые старты.
Соревнования по игровым видам спорта.
Русские подвижные игры.
Уроки-экскурсии.
Конкурс агитбригад «Мы выбираем ЗОЖ».
Тренинги «Оставайся в безопасности».
Дорога не поле боя
Дни здоровья.
Экологический десант.
Брейн-ринг «Спорт и здоровье».
Брейн-ринг «XXI-й – век без наркотиков».
Классные часы «Маршрутами безопасности».
Туристический слет.
Школьная научно-практическая конференция «Здоровое поколение».
Конкурс стенгазет и плакатов «Наше здоровье – здоровье страны».
Анкетирование.

              Люди прибегают к психоактивным препаратам в надежде удовлетворить определенные потребности. Химические средства неспособны оправдывать возлагаемые на них надежды длительное время. Злоупотребление такими веществами в большинстве случаев сопровождается эффектом отдачи, который прямо противоположен действию препарата, Это часто побуждает принять еще большую дозу для возобновления приятных ощущений. При часто повторяющемся употреблении средства может сформироваться зависимость от вещества, сильно затрудняющая прекращение его приема.
Психоактивные средства вызывают ложные надежды, злоупотребляющего ими всегда ждут зависимость и разочарование. Необходимо справляться с жизненными трудностями собственными силами.
             Говоря любым психоактивным веществам  "НЕТ", ты говоришь своему здоровью "ДА".
     Подводя итоги реализации проекта «Умей сказать нет!», хочется отметить хорошую работу всех учащихся. Все  добросовестно и творчески выполняли свои поручения.
       Результаты работы позволяют сделать вывод, что реализацию проекта «Умей сказать нет!», в рамках школьного  проекта «Мы выбираем жизнь»
 надо продолжать. Ведь это помогает воспитанию поколения ведущего здоровый образ жизни.
     Мы считаем, что успех нашего проекта это результат совместной работы каждого из участников проекта.






______________________________
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»





«Влияние органоминерального удобрения  «Биогумус»
 на рост, развитие и сроки цветения гиацинта»

                                            

                                           Выполнила: Важникова Дарья 6 «А»
                                                               Ступак Ксения  5«В»
                                  Руководители: Лихушина Н. И.,
            учитель географии
                                           Пантыкина Е.М. , учитель биологии
                                                                                                     
         Старый Оскол - 2013
 Содержание
1.      Введение…………………………………………………………………стр. 3
2.      Этапы выгонки гиацинтов..............................................................стр.  4
3.      Заключение……………………………………………..........................стр 6
4.      Литература  ……………………………………………........................стр 7
5.      Приложение…………………………………………….........................стр 8

 Введение           
Сейчас  в любом магазине можно купить  цветущие растения к празднику. Но мы решили вырастить цветы самостоятельно. Для этого начали изучать методику выгонки луковичных растений и решили  вырастить гиацинты с использованием органоминерального удобрения   «Биогумус» и без него. Органоминеральное удобрение   «Биогумус» мы приобрели в магазине «Парус».
       Для этих целей выбрали гиацинт – один из наиболее популярных для домашней выгонки луковичных. При традиционном выращивании в саду цветение наступает ранней весной. При выгонке гиацинтов в домашних условиях это  можно изменить и получить цветение в определенные сроки, например к праздникам. Однако, для  того чтобы получить желаемый результат необходимо  следовать определенным правилам: регулировать температуру, освещенность. При этом  растение выводится из состояния покоя и радует своими цветами. В литературе мы прочитали, что период выгонки гиацинтов от посадки до цветения в среднем занимает 2,5 месяца.
Цель работы:
·         Исследовать влияние органоминерального удобрения   «Биогумус»  на качество и сроки  выгонки гиацинта ;
·         Выявить оптимальное сочетание факторов, влияющих выгонку растения;
Задачи:
1.      Изучить литературу по проблеме исследования.
2.      Выявить влияние органоминерального удобрения   «Биогумус»  на рост, развитие и сроки цветения гиацинта.
Основные методы исследования:
1.      изучение и анализ специальной научной и методической литературы по теме исследования,
2.       наблюдение

Работа выполнена по методике Былова А.М. и Зайцева М.А. .
Место исследования: подвал частного дома и кабинет биологии МБОУ « СОШ №19 с УИОП»
Предмет и объект исследования: гиацинты




    Этапы выгонки гиацинтов
Ход работы:
1.        Выкопали из земли луковицы гиацинтов, убедились, что листья уже высохли.
2.        Подсушили луковицы в тени в течение недели.
3.        Отобрали 4 крупные здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы.
4.        Обработали 2 луковицы органоминеральным удобрением   «Биогумус»     (луковицы замачивали в течении 12 часов).
5.         Посадили луковицы в горшок с почвой.
6.        Вынесли горшки с луковицами в подвал для хранения. Температура в подвале 7 – 9 градусов.
7.        Внесли горшки с луковицами в помещение.
8.        Растения поливали по мере необходимости.

Условия  выращивания – По условиям опыта луковицы гиацинтов нужно поместить в холодное  темное место - у нас это подвал  частного дома. На 2-м этапе необходимо иметь прохладное освещенное место (теплая веранда) -  куда помещают проросшие цветы гиацинтов.  Растения с распустившимися цветами могут расти при комнатной температуре (но она не должна  превышать 20 градусов) и хорошо освещена.
 Мы выбрали луковицы покрупнее, диаметр более 5 см. Подобрали горшок, наполнили почвенной  смесью, песком , добавили  дренаж и приступили к посадке любимых цветов.
                                               
 1.Посадка
На дно горшка или ящика насыпали тонкий слой дренажа,  присыпали его  песком,  затем заполнили землей  так, чтобы верхушки луковиц немного возвышались над поверхностью почвы. Две луковицы в течение 12 часов вымачивали в органоминеральном  удобрении   «Биогумус», заметили их.
Посадили луковицы в почву - расстояние между луковицами оставили около 3-4  см. Они должны сидеть тесно, но не касаться друг друга и стенок плошки или ящика. Уплотнили землю вокруг и полили. Цветочный горшок укрыли полиэтиленовой пленкой, предварительно сделав небольшие отверстия и  поставили в подвал.                                                             



 2.Уход после посадки
Температуре в подвале 7-9 градусов,   в таких условиях происходит укоренение растений, и  затем появляются первые ростки. Срок размещения при - 6-10 недель. Время от времени мы проверяли, не пересохла ли земля в горшке.
3 .Уход в период роста
Через 2 месяца появились  зеленые побеги 2-2,5 см (листья гиацинта ) и мы перенесли горшок в прохладное затененное место с температурой 10-12 градусов на несколько дней, затем поставили на подоконник и наблюдали за ростом гиацинтов:  вначале луковицы начали выбрасывать листья ,затем мы обнаружили, что  бутоны быстрее появились в луковицах, которые мы подержали в питательном составе. Для 2-х растений необходимы опоры.
Наблюдения записывали в таблицу1 (приложение):
Из таблицы видно, что у обработанных луковиц органоминеральным удобрением   «Биогумус» появление всходов, бутонов  и цветения наступает раньше, чем у контрольных луковиц гиацинта.



 Заключение
Изучив литературу, мы пришли  к выводу, что гиацинты наиболее подходят для выгонки растений в домашних условиях. Сравнив полученные результаты, мы рекомендуем для ускоренной выгонки использовать  органоминеральным удобрением   «Биогумус», так как оно способствует уменьшению сроков появления всходов, бутонов.
Выводы и предложения
- использовать для ускоренной выгонки луковичных культур (гиацинтов) органоминеральное  удобрение   «Биогумус»;
- для выгонки растений к 8 марта сроки посадки сдвинуть до начала декабря;
- для более п пышного продолжительного цветения необходима подкормка жидким удобрением.
.

















Литературы:
1.      Анциферов А.В. Выгонка цветущих растений //Биология в школе. – 2003. - № 6. – С. 72-74.
2.      Былов В.Н., Зайцева Е.Н. Выгонка цветочных луковичных растений: (Биологические основы). – М.: Наука, 1990. – 240 с.
3.       Завадская Л.В. Выгонка растений. – М.: изд. Дом МСП, 2006. – 16
4.       Научно-исследовательские работы школьников на экологической страничке сервера ЦТИСО. - http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/ issled/index.html
5.      Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. - http://www.vlivkor.com/2007/09/24/struktura_ logika_i_oformlenie_issledovatelskikh_rabot_uchashhikhsja.html.






                                                      




                                         Приложение
Таблица 1.
Влияние удобрения «Биогумус» на рост, развитие и цветения гиацинта
Вариант
Посадка
Появление всходов
Появление бутонов
Цветение растений
1(обработанные)
10.11.12
     27.12.12
12.01.13
21.01.13
2
10.11.12
     13.01.13
27.01.13
16.01.13

фото прилагаются

                                                           
1.      Появление всходов
 2.      Появление бутонов
                                                                         3.      Появление бутонов
                 4.      Начало цветения
                 5.      Начало цветения


        Сравнение растений обработанных органоминеральным   удобрением  «Биогумус» и необработанным очевидно!.





______________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Кадетский корпус «Виктория»







Путенихин
Михаил Васильевич
( История одного героя)

                                                          
                                                        Выполнил: Данилов Евгений,
                                           ученик 9 «А» класса
                                                       МОУ «СОШ№19сУИОП» 
                                                              руководитель: Лихушина Н.И.,
                                         учитель географии
                                                      МОУ «СОШ№19сУИОП» 




Старый Оскол - 2011
…Вытирая кулаком набегавшие слезы, долбил Михаил мерзлую, окаменевшую от холода землю – сам копал матери могилу. Не выдержало ее больное сердце, отобрало последние силы известие о том, что муж, Василий Михайлович, пропал на войне без вести. Так в страшном 1942 году осиротела большая семья Путенихиных. Остался в ней 16-летний Миша за старшего. Все заботы о младших братишке и сестренке, о старенькой бабушке легли на его плечи. Много было планов у молодого Михаила. Мечтал обязательно поступить после       школы в геолого-разведочный институт.
            Но всему помешала война. Десять классов Михаил все же закончил. Затем год работал учителем в своей же школе, в родной деревне. И в семнадцать лет Михаила призвали в армию. Полгода обучали меткой стрельбе в снайперской школе. А весной 1944-го отправили на фронт. Наши войска уже вовсю гнали немцев в их логово и в снайперах особо не нуждались. Поэтому определили Михаила пехотинцем в 51-ю армию. «Эх, пехота, - шутили тогда ребята, - сто километров прошел и еще охота!» Сколько исходили они дорог, измерили своим шагом, пройдя через всю Прибалтику и Пруссию!...
            Кто сказал, что на войне не страшно? В первом бою в Литве Михаил Путенихин испытал настоящее потрясение. Фашистский минометный огонь  застал их тогда в окопах. Мины рвались над самой головой, разбрасывая фонтанами песок и комья земли…Казалось, еще чуть-чуть, и погребут солдат заживо. После того, как затихли орудия, командиру отозвались все, кроме солдата Валиева. Михаил подполз к соседней ячейке окопа и онемел от ужаса. Пареньку, с которым еще полчаса назад они весело переговаривались, снесло взрывом голову. В искореженной осколками каске валялась она рядом. Из туловища, из перебитых на шее артерий вырывалась пульсирующими струйками кровь, заливая гимнастерку. Там, в окопе, и похоронили бойца.
            Под Ригой Михаил едва сам не распрощался с жизнью – получил контузию. А в госпитале нежданно-негаданно встретил двоюродного брата Василия Путенихина. Тот и обрадовался, и пригорюнился. «Слушай, браток, -говорит, ведь я тебя похоронил, даже в деревню сообщил». Оказывается, их батальоны соединили, и во время общей переклички командир роты Михаила удивленно вскинул брови в сторону парня, откликнувшегося на фамилию Путенихин: «У меня был не такой!» Как ранило Михаила, видел лишь командир взвода, которого самого увезли в госпиталь. Остальные решили: Михаил Путенихин погиб. Вот так, встретившись, уселись два брата рядышком и настрочили на родину по письму, описали и объяснили случившееся недоразумение.
            Почти месяц находился Михаил в госпитале, но все время рвался к своим на фронт. А когда выписали, то попал сразу в кромешный ад. Назначили его связистом-телефонистом в артиллерийский полк (потом в артиллерийскую разведку). Сколько километров набегал он с тяжеленной катушкой проводов под мышкой! Сутками не спал. Иногда обессилевшего сон смаривал прямо на поле битвы. Вокруг снаряды рвут землю, а ему уже все нипочем…
            В латвийском местечке близ Либавы наши войска долго не могли выбить Курляндскую группировку. В конце 1944 года туда направили полк Михаила. Несколько месяцев жили на болоте, где невозможно было даже соорудить землянку. Спали на еловых ветках: наломают под бок, через пять минут он мокрый. И это в холод, зимой. Продовольственные склады находились за 20 километров. Много ли унесешь на себе? Варили рыбные консервы, найденные на разрушенном консервном заводе. На срок годности и «пригодность к употреблению» никто не смотрел. Добавляли в суп, овсяную кашу. И потом маялись животами. Бои здесь оказались безуспешными: немцы брали наших измором. Больше всего досталось связистам: по полдня приходилось сидеть в студеной чавкающей жиже.
            Видя, что солдаты выдыхаются, вначале 1945 года командование отдало приказ поменять место дислокации. Маршем по 80 км в сутки двинулись они в сторону Пруссии. А потом был штурм Кенигсберга. Немцы, пытавшиеся выйти из окружения, нарвались на артиллерийский полк. Не дали пройти наши ни мощным бронетранспортерам, ни многочисленной пехоте. Огонь орудий корректировал Михаил Васильевич. За мужество и отвагу представили его к ордену Красной Звезды. Встретил победу Михаил у самого Балтийского моря – в городе Прейсши Эйлау, где их оставили еще на полгода.
            В июле-августе – в самый разгар лета убирали солдаты засеянные немцами и заброшенные пшеничные поля. В изодранных гимнастерках, чумазые от пыли, ребята чувствовали себя счастливыми. Не верилось, что еще несколько месяцев назад на этой земле гремели орудия и лилась кровь.
            В ноябре 1945-го вернулся Михаил Васильевич Путенихин в Россию. Продолжил службу в танковых войсках, демобилизовался в звании старшины в 1950 году. В родной деревне его некому было ждать: братишку и сестренку отправили в детский дом. И отправился Михаил Васильевич со знакомым в Закарпатье. Там предложили ему работать в райотделе КГБ, по сути, для него началась вторая война.
            Время было трудное, вокруг свирепствовали банды, расправляясь с теми, кто признавал Советскую власть. Люди, не желавшие вступать в колхозы, поджигали технику, травили скот. В работе чекиста Путенихина было немало острых ситуаций. Вместе с коллегами контролировал крупнейшую закарпатскую станцию Чоп, через которую пролегал путь в Западную Европу. Еще долго не давали покоя осевшие за рубежом власовцы, националистические организации.
            Закончил службу Михаил Васильевич Путенихин в 1979 году. А в 1983-м переехал в Старый Оскол. Здесь обосновались с семьями сыновья Александр и Виктор. Все веселее с внуками Михаилу Васильевичу и его жене Юлии Степановне            Михаил Васильевич по-прежнему не сидит на месте. Ведет большую общественную деятельность как заместитель городского Совета ветеранов войны и труда. Частый гость в школе №19, где успел поработать, и в других учебных заведениях и учреждениях. И пусть сегодня здоровье уже не то и обиды все чаще жгут душу – за разрушенную великую державу, за нынешнюю страну, - но он еще крепок духом! И глядя на внука, который с гордостью примеряет его погоны, на учеников кадетских классов 19-й школы, он, бывший военный, подполковник контрразведки в отставке верит, что и новое поколение будет достойно тех, кто                  свято выполнял свой долг перед Родиной.

Михаил Васильевич поздравляет присутствующих горожан от имени ветеранов на митинге, посвященном празднованию 66-ю Великой победы 9.05.2011года.

_________________________
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19
с углубленным изучением отдельных предметов»
Старооскольского городского округа Белгородской области
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  «Олимпиада-2011»
Секция «Этнография»

Особое сословие
 (по материалам печати и  интернет источников)
                             
                            

                                      Выполнила: Рогозина Юлия,
Учащаяся 9а класса, 
МБОУ «СОШ № 19СУИОП»
                                                         Домашний адрес:
                                                         309530, Белгородская область,
                                                         г. Старый Оскол, м-он Студенческий,
                                                         дом 7 кв. 21.

Руководитель: Лихушина Наталия Ивановна, учитель географии,
МБОУ «СОШ № 19сУИОП»






Старый Оскол, 2011
                      
                            О происхождении и значении слова «казак»

           В последнее время в нашем городе и даже в нашей школе я часто встречаю людей в необычной форме. Не обратить  на них  внимания просто невозможно. Брюки с широкими лампасами, парадные мундиры с погонами, бурки, нагайки. При взгляде на них возникает мысль, что в городе снимают исторический фильм, а сейчас на съемочной площадке перерыв, и актеры вышли развеяться. На самом деле, это никакие не актеры, а самые настоящие современные казаки. Что они делают в XXI веке? Откуда они появились на нашей белгородской земле, откуда пошло само слово «казак» - я решила найти ответы на эти вопросы.
                 Единого мнения о происхождении и значении слова «казак» нет. Одни исследователи утверждают, что это тюркское слово, имеющее несколько значений: охранник, изгнанник, бродяга. А в более широком смысле: свободный человек, который промышляет с оружием. По мнению других исследователей, слово «казак» попало в лексикон тюркских народов уже в «готовом» виде. А его корни надо искать в древнеиранских языках, на которых говорили скифы и сарматы. У этих народов «казак» - значит «конный вольный светловолосый (белый) человек». Слово «казак» появилось на страницах древнерусских летописей в XIV веке. В записях «Вкладной книги» часовни на Лубянке в Москве говорится, что «народ  зовимый козаци» пришёл в 1380 году на помощь Дмитрию Донскому. О казаках так же сказано в «Грамоте о границах Кирилловского монастыря за 1395 год».  По определению энциклопедии «казачество», казаки - социально-этническая общность людей, сложившаяся на южных окраинах русских земель и нёсшая сторожевую службу, составляя особый вид вооружённой силы (обычно конницы).            
                                                 Казачьи корни
             Президент России Дмитрий Медведев   подписал сразу четыре указа о казачестве. Они вступили в силу 11 февраля 2010 г и должны изменить не только внешний облик казаков, но и отношение к самобытной этнической группе. По сути, казачеству возвращается его историческая роль в жизни России. С поправками, конечно, на реалии XXI века.
         Этими указами утверждаются форма одежды, чины, а также знамена и гербы всех десяти войсковых казачьих обществ России, объединяющих сегодня более 700 тысяч человек  - чтобы можно было идентифицировать само войско - то ли оно Донское, то ли Терское, то ли Кубанское... У каждого теперь будут свои знаки отличия, которые разработаны в Геральдическом совете при президенте и согласованы с атаманами.  За основу  формы взяли  исторические лекала плюс «какие-то современные элементы, в виде герба и нагрудного знака».  Утверждён и порядок присвоения чинов.  А для того, чтобы не было ряженых и жуликов, разработана единая форма удостоверения казака - с указанием чина и прохождения по службе.  Минобороны рассматривает возможность создания специальной воинской части, в которой будут служить только казаки.
     
 В общем, казачество вновь превращается в особое сословие России.
                                      Белгородская «Станица»
          В 1593 году царь Фёдор Иоаннович, «видя от крымских людей войны многие и помысли поставить по саклям (дорогам) города, послал воевод своих со многими ратными людьми; они же, шедши, поставили на степи города Белгород, Оскол, Валуйку и иные города». А в 1635 году началось строительство знаменитой Белгородской засечной черты - это уникальное военно-инженерное сооружение представляло собой непрерывную линию обороны длиной около 800 км (на территории современной Белгородской области - 425 км). От крепости к крепости, от острожка к острожку шли то земляной вал, то засека, то деревянная стена, а на речных бродах ставились частоколы. Служилые люди Белгорода и засечной черты делились на казаков, стрельцов, рейтаров, драгун и т.д.   Казаки несли караульную службу вдоль засечной черты, патрулировали летучими станицами Дикое поле и посменно - по трое суток - дежурили в земляных городках между крепостями.
В конце XVII века Белгородская засечная черта потеряла стратегическое значение. Её служилые люди частично были переселены на юг в новые города-крепости, частично бежали на Дон. Однако,
  значительная часть бывших защитников Белгородской черты осталась жить здесь же. Потомки этих служилых людей крестьян и стали коренным населением нынешней Белгородчины. А память о казаках сохранилась на карте области. Более десятка природных объектов и населённых пунктов содержат в своём названии слова «казак», «казачий», «атаманский». Особенно много таких названий вдоль реки Оскол.
             Еще одно убедительное свидетельство казацкой родословной нашего края - возрождение казачьей общины. Когда в 1993 году был принят Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», то казачество там было упомянуто как пострадавшая от репрессий народность. Это дало сильный толчок к возрождению казачьего движения по всей России. Возникли казачьи организации и в Белгородской области: в Старом Осколе, Губкине, Борисовке. А в декабре 2005 г. в Белгороде состоялся 1-й областной Круг казаков, на котором белгородское казачество объединилось в общественную организацию «Станица».
                                         Cтарооскольские казаки
             Термин «оскольский казак» мы встречаем  задолго до основания города. В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Несомненно, эта категория оскольчан принимала активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляла значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам подбирались на службу, получали земельное, денежное и соляное жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе. Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, к двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.
Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные - охраняли «линию» между этими крепостями.
               Прошли столетия. Но «казачьему роду нет переводу», говорит старинная пословица. Современная история старооскольского казачества начинается с 1991 года, когда, несколько казачьих общин на  общем  кругу решили объединиться в одну организацию, в которую вошли около двухсот казаков  из Чернянки, Алексеевки, Губкина и Старого Оскола. Избрали атамана, войскового старшину Василия Болгова. На круге было решено вступить в Союз казаков России, что и было сделано. В Старом Осколе сейчас около пятидесяти казаков, есаулом  белгородского регионального отделения союза казаков России «Оскольские казаки Белогорья», избран Станислав Жидовских.
                                                          

Начало формы
Литература
1.     Белгородские известия
2.     А.П. Никулов «Оскольский край».
Конец формы





Комментариев нет:

Отправить комментарий