Методическая копилка

1.                                                           Экологический КВН «Птица года 2016 - Кречет»

Цель  мероприятия: 
Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Задачи конкурса:
Формирование умений и навыков коллективной деятельности в решении экологических и творческих заданий;
Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам городской экологии.
Развитие творческого мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской, поисковой деятельности, расширение и углубление теоретических знаний и необходимых исследовательских качеств.
Форма: Экологический КВН
Оборудование: ноутбук, мультимедиа, презентация.
Структура занятия:
1.      Предварительная беседа о ежегодном проекте «Птица года»
2.      Показ презентации «Птица года - кречет»
3.      Проведение экологического КВН

Ход занятия.
2.      Предварительная беседа  о ежегодном проекте «Птица года»
Ведущий 1: (Слайд 1)                                      Птицы издавна привлекали внимание человека.  Людей восхищали яркое оперение,  мелодичное  пение,  их  смелые,  стремительные  полеты.  Первые мысли о воздухоплавании зародились у людей при взгляде на их жизнь.  Ежегодно в нашей стране отмечается праздник «День птиц».  И не только потому, что птицы приносят большую пользу. Ведь они уничтожают вредных насекомых, сохраняя 
культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян.
  Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24000 насекомых и их  личинок. 
Пара  синиц,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от 
насекомых-вредителей  40  больших  яблонь.
Для  человека  полезны  и  хищные  птицы,  уничтожающие  мелких  грызунов-вредителей  полевых  культур  и  распространителей  чумы,  тифа,  желтухи  и  других  заболеваний.
  Вот  почему  заботам  о  птицах  является  важным  и  полезным  делом.  Закон  об  охране  и  использованию  животных  запрещает  убивать  птиц  и  разорять  их  гнезда.  Под охраной  закона  находятся  многие  хищные  птицы.  Для охраны птиц создаются заповедники, заказники.   Необходимо  всегда  помнить,  что  птицы – друзья  леса,  сада,  и  огорода!. 
Птицам  нужна  наша  помощь,  а  именно  мы  можем  построить  скворечники  и  развешать  их  весной.  А  зимой  вешать  кормушки.

Ведущий 2: (Слайд 2)                                     
Обозначенный в календаре 1 апреля, Международный день птиц, имеет богатое прошлое. Еще в далеком 1905 году вступила в силу Международная конвенция по охране птиц. А в 1918 году Россия подписала действующий поныне Международный договор о перелетных птицах. С 1927 года в СССР официально отмечается День птиц, дети и подростки к 1 апреля готовят скворечники, чтобы вернувшимся с юга птицам было, где устроиться на жилье. Инициативные ребята ежегодно организуют акции в помощь птицам. Но постепенно праздник утратил свое значение. 
И лишь в 1994 году, когда активисты-орнитологи забили тревогу и создали Союз охраны птиц России, праздник возродился. Сегодня молодое поколение вновь активно участвует в строительстве домиков для перелетных птиц, заботится о городских пернатых, которые остаются зимовать в России. Веселый щебет птиц, который раздается отовсюду, радует детвору. И каждый год 1 апреля орнитологи благодарят своих помощников за все, что те делают для пернатых. Итак, 2016 год – год Кречета.
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Птицы
Отряд: Соколообразные
Семейство: Соколиные
Род: Соколы
Вид: Кречет
         
 Ведущий 1: (Слайд 3)       Портрет птицы года:
В русском языке слово «кречет» зафиксировано уже с XII века - в «Слове о полку Игореве».
Самый крупный из соколов. Общая длина до 80 см, размах крыльев 110-135 см. Самки кречета заметно крупнее самцов. Масса самца чуть больше 1 кг, самки — до 2 кг. Окраска сибирского кречета светлая (светлее лапландских кречетов), но изменчивая: от буровато-серой до почти белой сверху; брюшная сторона беловатая с темным рисунком. Темная полоска у разреза рта («усы») почти незаметна. На надклювье, как у всех соколов, характерный зубец. Лапы жёлтые. Скорость в полёте высокая, после нескольких взмахов птица быстро несётся вперёд, не парит. Сидящий кречет держится прямо
Кречет похож на сапсана, но крупнее и имеет относительно более длинный хвост. Голос также похож на голос сапсана, но грубее и ниже: 

Ведущий 2: (Слайд 4)                                     
Встречаются на Камчатке, Ямале, Северном Сахалине, в Красноярском крае и других северных областях России. Зимой с мест гнездования кречеты откочевывают южнее, но редко опускаются ниже таежной зоны. Кочующие кречеты передвигаются вслед за отлетающими водными птицами и в это время появляются на Северной Двине, Печоре, Каме, Иртыше, Оби, Енисее и Лене. Но есть и оседлые виды.
 Для размножения использует гнезда ворона или зимняка, а также беркута, орлана и некоторых других видов на скалах или деревьях. Наиболее оптимальны для кречета, приступающего к откладке яиц в апреле, гнезда в нишах скальных обрывов и на уступах под нависающими карнизами, лучше защищенные от ранневесенней непогоды. Основные типы местообитаний - скалистые морские побережья и о-ва, долины рек и озер с утесами, ленточными или островными лесами, горные тундры на высоте до 1300 м н.у.м. Гнездится в труднодоступных местах, избегая соседства с человеком.
Для гнездования кречет обычно предпочитает скалы, иногда поселяется и на высоких деревьях, пользуясь постройками других птиц.
Гнездо кречета располагается обычно на скале, реже на дереве, и доступ к нему очень труден. Устроено оно грубо из сучьев, прикрытых подстилкой из мха или сухой травы. Земля на севере еще покрыта снегом, когда птицы уже приступают к выводу детей. Белый кречет, сидящий на гнезде грудью к наблюдателю, совершенно сливается с окружающей обстановкой, и только большие темные глаза выдают его присутствие. Высиживает одна самка, самец в это время кормит ее, принося добычу. Через четыре недели — в июне-июле (в зависимости от местности) — выклевываются молодые. Число их в выводке обычно два-три, хотя число яиц в кладке бывает и больше, изредка до пяти. Период насиживания 28 дней. На крыло птенцы кречета поднимаются в 1, 5 месяца и окончательно покидают гнездо примерно через 50 дней.В выкармливании молодых участвуют оба родителя, хотя главную работу по ловле птиц несет самец; самка же измельчает добычу и распределяет ее по очереди между детьми. Добычу птицы приносят к гнезду ощипанной, с оторванной головой и без внутренностей. Поэтому у гнезда перьев не бывает или бывает мало. Когда молодые поднимутся на крылья, они в первое время держатся в районе гнезда вместе с родителями, а с приближением полярной осени — в сентябре — начинают кочевать.
Средняя продуктивность популяций около 2.5 молодых на успешно размножающуюся пару.
Кречет нуждается в охране и занесен в Красную книгу России. Птицы  гибнут от браконьерской охоты, а на Севере также в капканах, особенно на песцовом промысле: на Таймыре капканы на песцов устанавливаются открыто, на естественных и искусственных холмиках. Если они не оборудованы ограждениями из кольев, кречеты, откочевывающие осенью в тундру, используют их для присады, попадают в капканы и гибнут. Кречеты относятся к ловчим птицам высокого полёта, причём низвергаются на добычу — «бьют» её сверху, иногда схватывая её когтями и унося с собой или же только убивая силой удара.
В средние века Кречеты высоко ценились в качестве охотничьих птиц на соколиных охотах и из Дании ежегодно посылалось правительством в Исландию специальное судно за Кречетами. В России популярен отлов данной птицы, которую впоследствии отправляют за границу, стоимость одной птицы составляет 30 000 долларов на рынках зарубежья.

3.      Экологический КВН «Птица года 2016 - Кречет»

Ведущий1: Просим жюри приступить к судейству команд

I.                   Конкурс капитанов:

1.      Когда впервые в литературе упоминается птица Кречет? (в «Слове о полку Игореве»)
2.      В какую книгу занесен кречет? (Красную)
3.      В какой части России чаще всего встречается? (Встречаются на Камчатке, Ямале, Северном Сахалине, в Красноярском крае и других северных областях России)
4.       Какой птицей считается кречет? (кочующие и оседлые ловчим птицам высокого полёта)
5.      Любимые места обитания? (скалистые морские побережья и о-ва, долины рек и озер с утесами, ленточными или островными лесами, горные тундры на высоте до 1300 м н.у.м.)
6.      Бывают ли перья в гнезде кречетов? ( Добычу птицы приносят к гнезду ощипанной, с оторванной головой и без внутренностей. Поэтому у гнезда перьев не бывает или бывает мало)

II.                Задания командам «Восстанови текст»
Кречет – хищная птица из семейства__________________.
Длина тела составляет__________, масса тела_____________. Самки значительно _____________ по размеру и весят ___________, чем самцы.
Гнездится поблизости _____________________.
Гнезда   строят из ______________ или _________________.
В России эта птица встречается ____________________________________________.

III.             Задание командам: Определить по рисунку «Какие части тела принадлежат кречету»





IV.             Задание командам: «Отгадай кроссворд»
Вопросы:
1. "Птичий" поезд
2. Хищная птица – символ герба России.
3. Самый крупный хищник из соколиных
            4. Ночная хищная птица
5. Хищная птица, питающаяся как в полёте, так и на земле
6. Единственная железа в покровах тела птицы, выделяющая жир для смазки перьев.
7. Детёныш птицы
8. Крупные контурные крылья в крыле птицы.
9. Способ изучения миграций птиц
10. К какому семейству относятся кречеты

1.




С. 10.
А
П
С
А
Н
2.




О
Р
Е
Л


3.




К
Р
Е
Ч
Е
Т
4.



С
О
В
А



5.П
У
С
Т
Е
Л
Ь
Г
А


6.
К
О
П
Ч
И
К
О
В
А
Я
7.

П
Т
Е
Н
Е
Ц



8.М
А
Х
О
В
Ы
Е




9
О
Л
Ь
Ц
Е
В
А
Н
И
Е


Ответы:
1.Сапсан
2.Орел
3.Кречет
4.Сова
5.Пустельга
6.Копчиковая
7.Птенец
8.Маховые
9.Кольцевание
10.Соколиные

V.                Задание командам: Составление  рекламы «Птица года 2016-кречет»

Примеры реклам:                                                        
Мы предлагаем Вам посетить туристическое агенство «______________».
Мы предлагаем Вам  путевки по нашей стране и за рубежом. На ____________ островах вас ждут в отеле «___________». Вы увидите разнообразный ландшафт, чистые___________












Управление образования администрации
Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

                    Берегите первоцвет
это солнышка привет!
(классный час  (презентация  - викторина) в рамках акции «Первоцвет -2013»)




Методические рекомендации:  данное мероприятие  проводилось  для учащихся  6-х  классов. От каждого класса выбирается команда по 6 человек, которые  по очереди будут задавать друг другу вопросы  из викторины – презентации на тему первоцвет, часть вопросов ребята подбирали сами. Кроме названия цветов, команда может получить дополнительный балл за интересную информацию о первоцветах, подбор стихотворений о цветах - первоцветах .   
 Перед началом мероприятия кабинет или актовый зал  оформляется рисунками, красочными тематическими стенгазетами, самостоятельно придуманными природоохранительными знаками.

Цель:
·         обогащать знания детей с применением средств ИКТ для повышения уровня восприятия информации.
·         расширять у детей знания и представления о цветах-первоцветах;
·         развивать знания о цветах, их происхождении;
·         внимательно и бережно относиться к природе, вызвать интерес к миру растений;
·         развивать эстетическое восприятие природы.

Задачи:
  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках географии,  биологии, природоведения;
  •  вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  •  осуществление межпредметных связей.
  • развитие памяти, внимания;
  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;
  •  развитие творческих способностей учащихся;
  •  самореализация личности подростка  в коллективе через внеклассную деятельность.

Планируемые результаты: проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать, давать необходимые пояснения; иметь элементарные представления о первоцветах; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Методические приемы: наглядный – показ слайдов, рассматривание иллюстраций; словесный - беседа, художественное слово, вопросы;
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, иллюстрации цветов-первоцветов .

 Ход занятия.
                                         Эпиграф  к уроку на доске: Первый цветок ломает ледок
Учитель:
 Ребята, как вы думаете, когда, можно сказать с уверенностью, что весна пришла?
                  (ответы учащихся – с появлением первых цветов…)
 Прежде чем приступить к викторине, послушайте стихотворение:
Весенние цветы
Фиалки, медуницы
Весной в лесу цветут.
И звёздочки кислицы
Белеют там и тут
А маленький подснежник
Весны сынок родной,
Доверчиво и нежно
          Глядит на нас с тобой.
 – как Вы уже догадались, вопросы нашей викторины будут посвящены цветам – первоцветам!
Ведущий 1:  Сегодня мы с вами проведем  необычную викторину, на улице еще не совсем тепло, кое-где лежит снег, а на солнышке проглядывают первые весенние цветы, приведите примеры?
(ответы учащихся)
Ведущий 2.
 Итак,  сегодня мы поговорим о весенних первоцветах. Тема нашего мероприятия: «Берегите первоцвет – это солнышка привет!».
Для начала представим  жюри (в жюри учащиеся старших классов), которое беспристрастно должно судить соревнование наших команд (названия команд).
Ведущий 3.
  Первоцветы первые цветы, которые цветут практически сразу после схода снега. Через неделю после появления на свет они уже цветут, а еще через пару недель появляются плоды с семенами.
            На Руси считали, что первоцветы вырастают там, где ударит первая молния. В скандинавских преданиях первоцвет – это не что иное, как ключик богини весны Фреи, которым она отпирает двери теплу после долгой зимы. А в середине века их считали ключиками апостола Петра от двери в царство небесное, нечаянно оброненными на землю. В листьях первоцветов содержится витамин С, недаром в Англии некоторые первоцветы используют для приготовления весенних салатов.

Ведущий1. Итак 1-й вопрос выбирает команда 6 «А» класса «Берендеи»
(Команды по очереди выбирают вопросы, если команда не называет цветы, то 2-я получает возможность получить дополнительный балл, также  дополнительный балл можно получить за дополнительный рассказ о первоцвете)
2-я команда 6 «К» класса «Лесовички»

1-вопрос - 2 слайд. Латинское название этого цветка – «галактус» - происходит от греческих слов  «гала» - молоко и «актус» - цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег,  и Еве было холодно. Тогда, чтобы  как-то успокоить её и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. В России они встречаются не часто.  Какие это цветы?                                               (Подснежники)
          -  Почему подснежники расцветают, когда на деревьях нет
             ещё  листьев?

         2-вопрос -3 слайд. Наступление весны по настоящему ощущается с увеличением количества и продолжительности солнечных дней,  по пению птиц, набуханию почек на деревьях и кустарниках. Первыми навстречу солнцу распускаются почки вербы, за ними, на оттаявших открытых участках почвы, появляются первоцветы. Одна из них, пролеска, фото которой вы можете посмотреть на нашей странице, маленький голубой цветок на тонких стеблях с линейными листьями (по форме напоминают листья всех луковичных) только в уменьшенных размерах. Другое название пролески – Сцилла. Она относится к так называемым эфемероидным растениям, которые после цветения в апреле в течение 15-20 дней, исчезают до наступления следующей весны
По народному преданию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на Землю. Его латинское название «суилла», что в переводе означает «морской луг», наверное, потому что его цвет напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцелят больных. Он считается символом веселого настроения. В наших краях он появляется одним из первых. Стебелек его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные  и трогательные чувства. Как он называется?                    (Голубая пролеска)

           3 -вопрос - 4 слайд. Цветет рано, в мае, растет в лесу в тенистых местах. Представляет собой ряд маленьких белых колокольчиков на стебельке. Обладает неповторимым приятным ароматом. Осенью появляются ядовитые оранжевые ягоды. Но его используют как популярное лекарственное средство. Настойку применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности, как успокаивающее средство при неврозах сердца.   Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. Из её прекрасных синих глаз покатились слезы и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, похожие на волшебный жемчуг. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Как он называется?
                                             (Ландыш майский)
4 -вопрос - 5 слайд.
1.      Существует целый ряд народных названий примулы. Даже на Руси одно из народных названий примулы — «параличная трава». В целебную силу примулы верили также древние кельты и галлы. Кельтские друиды строго соблюдали обряд при сборе примулы: собирать ее можно было только натощак, босиком, срывать, просунув руку под левую полу одеяния, и, не глядя на цветок, прятать его в платье. При нарушении обряда цветок терял свою силу.
2.      В народе их называют еще «баранчиками» (молодые листочки, волнистые и опушенные, похожи на спинки ягнят), «ключиками» (цветки собраны в соцветие, напоминающее связку ключей).
3.      Существует одна очень древняя легенда. Будто бы задумался однажды апостол Петр, охранявший врата в рай, да и выронил из рук связку золотых ключей. А ключи то те были не простые - от самого от царствия небесного! И так испугался Петр, послал самого своего быстрокрылого ангела вдогонку за ключами, да только слишком быстро падали они с ясного неба на грешную землю. Вот уж и одну звездочку миновали - «Дзинь!» - вот и другую - «Дзинь-дзинь!» - а вот уж и земля видна - теплая, влажная, щедрая. И как только коснулись небесные ключики матушки-земли, так сразу же в том месте показался золотистый цветок, весь в завитушках и кудряшках. И хотя подоспевший ангел подхватил упавшую связку ключей, их блеск, форма и красота воплотились в крошечном цветке. А так как случилось это - согласно легенде - на земле Германии, то назвали этот цветок «ключики» (от немецкого «Schlusselblume»).
          Уже позже, когда земные ключики от небесных врат распространились     по всему миру, люди дали этому растению иное название - изящное и округлое, как сам цветок – «примула».
4.      Примула была известна еще в глубокой древности и считалась лекарственным цветком Олимпа: ее называли додекатеон (цветок 12 богов) и верили, что она — лекарство от всех недугов.

5-вопрос - 6 слайд. Хохлатка – красивый, нежный, душистый цветок, зацветающий ранней весной, когда деревья ещё стоят голые, и в лесу много света. Хохлатки очень любят яркий солнечный свет!
      У них невысокий стебелёк, нежные кружевные листья, а сиренево-лиловые цветы собраны в плотные соцветия, напоминающие хохолок. Поэтому и называются эти цветы хохлатками. К цветам хохлатки полакомиться сахарным нектаром летят пчёлы и шмели. Своей мохнатой шубкой они захватывают и пыльцу, которую переносят на другой цветок. Так происходит опыление.
     Дней через десять хохлатки отцветают, и вместо цветов появляются плоды в виде стручков. Когда плоды созреют, стручки раскрываются, и из них высыпаются блестящие чёрные семена.       Семена хохлаток переносят муравьи. После цветения от цветка остаётся под землёй лишь маленький клубенёк с запасом питательных веществ, из которого на следующий год вырастет новый стебель. Но вот зацветёт хохлатка только через несколько лет. Вот и посудите сами, как бережно надо относиться к каждому цветку.
Вопросы.
      - Как выглядит хохлатка?
      - Когда расцветает хохлатка?
      - Почему цветок получил такое название?

6-вопрос - 7слайд.
1.Эти лиловые цветы предпочитают сухие солнечные участки сосновых боров и лиственных лесов, легкие песчаные почвы и склоны. К сожалению, занесенный в Красную Книгу прострел встречается все реже. Цветет он всего 2-4 недели, с середины апреля до середины мая. Листья прострела раскрытого вырастают позже цветоносов и сохраняются до глубокой осени. Созревающие в июле семена собраны в плод, своеобразный «шарик», состоящий из длинных белесых волосков. Кстати сказать, в последние годы прострел культивируется на приусадебных участках, его с успехом выращивают из семян. Внимание: любой вид прострела – ядовит. Не случайно в древности его использовали только самые опытные знахари. Считалось, что сон-трава обладает бактерицидным, противогрибковым, успокаивающим действием. Настоями и отварами из сушеного прострела лечили астму, бронхит, мигрень, невралгии, остеохондроз, подагру, ревматизм, туберкулез, чесотку, экзему, гинекологические заболевания. Важно остерегаться попадания на кожу его сока, который может вызвать сильное раздражение. Кстати, при высушивании растения ядовитые вещества исчезают. С этим по-настоящему очаровательным растением связана масса народных примет и поверий. Сон-трава, сон-зелье, прострел, сонник, сончик, бобрик, ветроцвет, дрема, разлапушник, одномесячник, коровий колокольчик, пасхальный цветок, подснежный тюльпан – так сказочно-мило величают это растение.
1.      Вот, например, как объясняет одно из названий древняя легенда. Когда-то в незапамятные времена за широкими листьями этого растения скрывался бес. Преследующий его Архангел Михаил пустил в него стрелу молнии, которая и «прострелила» растение, отчего листья превратились в узкие полоски. С той самой минуты вся нечисть не смеет, и приблизиться к сон-траве. А прострел стали считать не только оберегом от всякого колдовства и дурного глаза, но и символом победоносного оружия. Его соком даже обрабатывали копья, чтобы отогнать темную силу. К тому же верили, что уцелевший в небесном огне цветок способствует заживлению ран, полученных в сражениях.
2.      Другое название этого растения – «сон-трава» – тоже овеяно тайнами. По самому распространенному поверью, так назвал его охотник, однажды увидевший в лесу медведя, который выкапывал из земли корень этого растения, лизал его и засыпал. Здесь, вероятно, имеется в виду снотворное действие растения. И, конечно же, такое «сонное» имя оправдывается внешним обликом цветка: укутанный пушистыми волосками, с наклоненной головкой, он навевает безмятежность, помогает забыть о проблемах и обрести чувство умиротворения. Сон-трава считалась магическим растением. Верили, что заснувший в ней будет наделен даром предвидения.
3.       Особыми возможностями обладает сон-трава, собранная ранним утром, по росе, и пролежавшая в холодной воде до полнолуния. Если потом ее на ночь положить под подушку, то непременно приснится вещий сон. Говорили, что за дремой в лес нужно идти только с чистыми помыслами. Срывать цветок советовали в тишине, загадывая при этом свое самое заветное желание. А засушенная сон-трава способствовала богатой счастливой жизни. «Кувшинчик синий и пушистый с его мохнатым стебельком», как описал это очаровательное растение Алексей Толстой, создан исключительно для созерцания. Ведь это так приятно: найти в свежем прохладном лесу самый загадочный цветок весны, полюбоваться им и помечтать...


7-вопрос - 8 слайд. Рябчик русский (Fritillaria ruthenica) - очаровательный цветок семейства лилейных. Это многолетнее луковичное растение, которое растет на склонах оврагов, на опушках лиственных и сосновых лесов, на меловых склонах. Но больше предпочитает рябчик русский плодородные почвы, с большим содержанием гумуса. Размножается луковицами и семенами. Зацветает в мае - на нем распускаются несколько крупных цветков, которые, на манер колокольчиков, свешивают свои бутоны вниз. Опыляется рябчик русский ветром. Этот нежный цветок на поверку оказывается большим хитрецом - чтобы придать себе устойчивости под весом бутонов и завязавшихся плодов-коробочек, он тонкими усиками цепляется за стебли соседних растений.

      8-вопрос -   9 слайд. О медунице.
              Лес ещё стоит раздетым,
              Даль прозрачна, как стекло,
              Сколько солнечного света!
              Как просторно и светло!
              Гнёзда вьют лесные птицы,
              Заливаются, звенят.
              Искры синей медуницы
              Под деревьями горят.

   -  Давайте рассмотрим это растение. На стебельке одни цветы тёмно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. Почему? Розовую окраску имеют нераскрывшиеся бутоны и молодые цветы, а синюю – уже отцветающие. Каждый цветок медуницы на протяжении своей жизни меняет цвет, ведь разноцветные соцветия быстрее замечают пчёлы. Кроме того, по окраске цветка пчёлы сразу определяют, есть в нём  мёд или нет. В бутонах розового цвета мёда совсем немного.  Когда мёд накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Пчела не подлетает к синим и розовым, а садится на сиреневые цветы.
     Название «медуница» происходит от слова «мёд», потому что цветки этого растения наполнены сладким нектаром.
  Медуница любит яркий солнечный свет. Поэтому и расцветает она, когда деревья ещё не оделись листвой.
Вопросы.
      - Почему у медуницы цветы разного цвета?
      - Почему цветок получил такое название?

9-вопрос - 10 слайд.     Пригрело весеннее солнышко, и рассыпались на проталинах круглые золотые монетки. Весну цветов открывает мать-и-мачеха. Распускается она раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчёл, до ледохода.  Все помнят, как выглядит цветок мать-и-мачехи? У него невысокий стебель, покрытый мягким пушком, защищающим цветок от холода.  К стебельку плотно прижаты похожие на чешуйки бурые острые листики.
   Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда цветов уже нет. Листья эти крупные, тёмно-зелёные.
   Почему же цветок получил название мать-и-мачеха? Да потому, что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь её рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновение суровой мачехи.
    Недавно проснувшиеся после долгой зимы пчёлы и шмели летят к цветам мать-и-мачехи за мёдом и, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Когда цветок отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. У каждого семечка есть маленькая пушинка-парашютик, которая помогает семечку улететь подальше. Когда семечко приземляется, парашютик  отпадает. Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь – берегут капельку сладкого драгоценного нектара.
     - Вопросы:
- Почему цветок получил такое название?
- Какие насекомые опыляют цветок мать-и-мачехи?
- Как распространяются семена мать-и-мачехи?

10-вопрос - 11 слайд . Ветреница дубравная. Удивительный цветок растёт и развивается зимой, под тёплым снежным покрывалом, а в начале весны появляется из-под снега его свежий светло-зелёный стебелёк с бутонами. Не страшна подснежнику зимняя стужа, сверху плотный сугроб не пропускает ни холода, ни ветра. Когда во время оттепелей снег начинает таять, подснежник  начинает быстро расти. Подснежник, как и все ранневесенние цветы, очень любит яркий солнечный свет. Поэтому и расцветают они, когда на деревьях ещё нет листьев.  Зацветёт ветреница, и покажется, что вернулась зима и украсила всё вокруг белыми снежинками.
     А есть ещё ветреница лютиковая. Цветы её жёлтенькие и похожи на лютики. Ветреницей цветок назван за то, что её во время цветения часто раскачивают весенние ветры.

11-вопрос - 12 слайд.          Белоснежные лепестки нарциссов раскрыты навстречу новой жизни, ведь нарциссы по преданиям романских народов являются символом возрождения, счастливого брака и наступающей долгожданной весны. Даря прекрасные картинки нарциссов, Вы выражаете душевную симпатию и осыпаете поцелуями любимых людей. Нельзя быть равнодушным при виде этого стройного и грациозного цветка. Правда запах у него сильный и резкий. Большой букет этих цветов в комнате ставить опасно, он способен вызвать головокружение. Недаром название цветка произошло от греческого слова «наркао», т.е. «одурманивающий». Когда растет у водоема, то немного наклонен набок, и создается впечатление, что цветок любуется своим отражением.

12-вопрос - 13 слайд. Это удивительно красивое растение, которое встретить можно в немногих местах. Это растение находится под охраной. Растение является многолетним, высота его не больше 30 см. Своим мощным корневищем с многочисленными корнями горицвет крепится в почве. Стебли растения прямостоячие, которые поначалу слабые, но со временем становятся крепче. Листья горицвета разделены на узенькие доли, ярко-зеленого окраса. На конце побега располагается красивый желтый либо красный цветок с многочисленными пестиками. Все побеги образуют красивый мощный куст. Плод растения – сухая семянка, похожая на шишку. Морщинистые семена имеют прямой или отогнутый носик.
Горицвет имеет еще одно название – адонис. Увидеть адонис можно на востоке Европы, в Сибири и в Монголии. Цветение адониса начинается с мая и длится всего лишь месяц. Раскрывание цветков происходит рано утром, а закрываются они после полудня. И в момент цветения и нужно проводить сбор растения.
По сей день существует легенда об Адонисе.
Тогда в те времена жил молодой юноша по имени Адонис, которого очень сильно любила богиня Афродита. Афродита вместе со своим любимым ходила на охоту, да и повсюду, куда только он не собирался, она всегда следовала за ним. Очень редко богиня оставляла своего возлюбленного. И вот в один день, когда Афродита не пошла с Адонисом на охоту, напали собаки на след крупного кабана и повели за собой Адониса. И тут, когда собаки загнали кабана в кусты, Адонис бросился в кусты, и хотел пронзить сильного зверя копьем. Неожиданно кабан напал на Адониса и пронзил его своими огромными клыками. Из-за этой раны Адонис погиб.
Услышав о том, что Адонис умер, Афродита побежала, не щадя ног, нарываясь на камни и ущелья. Сломя голову она бежала к своему любимому. У Афродиты из ног капала кровь, и везде оставались ее следы. Наконец, богиня добежала до Адониса, который уже был бездыханным. Наклонившись над его телом, Афродита приказала, чтоб на месте, где была кровь Адониса, выросли красивые алые цветы. И действительно, на месте гибели юноши вырос прекрасный цветок Анемон (по-современному, Адонис), который каждую весну распускается с первыми лучами солнца, а в местах, где капала кровь Афродиты, появились алые цветы.

13 -вопрос - 14 слайд. Тюльпан. Давным-давно человеческое счастье пряталось в плотно сжатых бутонах тюльпана. И никто ни силой, ни хитростью не мог добраться до него. Однажды по лугу шла нищенка со златокудрым ребенком. Она и не помышляла добраться до сердца тюльпана и взять оттуда свое счастье. Но малыш вырвался из ее рук и, смеясь, бросился к дивному цветку. Тюльпан, видя чистоту чувств ребенка, раскрыл лепестки. Теперь ранней весной эти нежные цветы с готовностью раскрывают нам свои сердца и дарят счастье всякому, кто его жаждет.

14 -вопрос - 15 верба. Ива – верба. Снег окончательно не сошёл, а ива уже цветёт, предлагая  пчёлам сладкий нектар и пыльцу. Цветки ивы называют кошечками, лапками, пушками.
       Люди издавна любили иву. У славян она была символом семейного очага, охраняла людей от злых духов и пожаров, прогоняла нечистую силу. От седой старины остался обычай обрывать цветущую вербу и дарить её друг другу. Из веток ивы плетут корзинки. Удивительные рыболовные снасти получаются из ивы, канаты, верёвки тоже делают из ивы. Древесина ивы – лучшие полозья для саней.

Учитель: Пока жюри подводит итоги, давайте вспомним стихи о  первых весенних цветах
(пример)

Ранней весною в лесу на опушке
Под кукование звонкой кукушки
Ландыш на тоненькой ножке вспорхнул
И жемчугами своими сверкнул.
                            Лили Иванова

Зовём мы их – подснежники,
По книгам – сон-трава,
Сгоняют мысли снежные,
Проклюнувшись едва,
Где – по-цыплячьи жёлтые,
Где – светлый фиолет,
Как жизнеутверждающих
Апофеоз примет…
И ластятся пушинками,
И чудятся нам сном,
                            Галина Марсель

                На проталинке первый цветок.
                Как же он беззащитен и мал!
                Резкий ветер его трепал,
                Пригибал стебелёк к земле,
                Леденил в предрассветной мгле,
                Но отважный цветок устоял!
                Опущусь перед ним на колени,
                Прикоснусь к лепесткам рукой –
                Сколько мудрости и терпения
                В этой капельке золотой!

Ведущий1.      Какую роль играют первоцветы в природе?
В России первоцветы зимой можно увидеть только в лесах Кавказа, а у нас в апреле, когда начинает сходить снег. Первоцветы  выделяют в почву и воздух целебные для других растений вещества. Другая их важная роль в лесу связана с жизнью насекомых-опылителей. Пыльца и нектар первоцветов - единственная пища шмелей, пчел, бабочек в теплые зимние и весенние дни. Ведущий 2. Гуляя по лесу, не срывайте первоцветы, не покупайте в городе у торговцев, поощряя их к уничтожению редких первых лесных цветов - практически все они занесены в Красную  книгу.

Ведущий 3.Ребята, а что мы с Вами можем сделать, что бы сохранить первоцветы в нашем городе?
 (ответы учащихся)
          Мы можем принять участие в акции «Первоцвет 2013» , которая будет проводиться в нашей школе и по всей белгородской области. Цель акции – не только предотвратить незаконный сбор и продажу первоцветов, многие из которых занесены в Красную книгу, но и воспитать у населения чувство ответственности за окружающую среду. Поэтому нам необходимо подготовить информационный материал и донести его до населения!
Учитель. Ребята, а какой вывод можно сделать из нашего мероприятия?
               ( учащиеся самостоятельно делают выводы, а потом демонстрирует его на слайде-презентации)

·         Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
·         Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
·         Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
·         Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Учитель: И прежде чем объявить победителей викторины послушайте стихотворение   «Голоса цветов», вот о чём вы должны помнить, когда приходите в лес!
.
       
       
        Я иду по зелёному лугу,
        Высыхает на листьях роса,
        Ветер травы качает упруго,
        И я слышу цветов голоса.

        Они шепчут: не рви нас, не надо!
        Наши гибкие стебли не мни!
        Мы для глаз и для сердца  -  отрада,
        Украшенье родимой земли.

Жюри объявляет победителей и вручает призы.


 Интернет - ресурсы

1.      nsportal.ru/sites/default/files/.../kopiya_papka-peredvizhka_cvety.pdf
3.      http://ped-kopilka.ru
5.      http://detsadclub.ru
6.      http://www.google.ru









                           

 _________________

Н.И. Лихушина
 МБОУ "СОШ №19 с УИОП"
 .г. Старый Оскол
                                                             учитель географии                                              

«Воспитание патриотизма на уроках географии у обучающихся кадетских классов с использованием передовых педагогических технологий».
                                   
                                                  России не станет тогда,
   когда не станет последнего патриота.
Карамзин

Наша школа имеет свои традиции и является уникальным учебным заведением в городе. На базе школы постановлением главы администрации города зарегистрирован кадетский корпус «Виктория». В 2008 году школа стала социокультурным образовательным комплексом. Это означает, что мы для своего образовательного процесса выстраиваем партнерские отношения с другими организациями: центром детско-юношеского туризма и экскурсий, эколого-биологическим центром, краеведческим музеем, центрами детско-юношеского творчества № 1 и № 2. Это помогает нам в полном объеме использовать их возможности для учебно-воспитательного процесса.
       В кадетском корпусе основной задачей  является формирование гражданственности и патриотизма. В большинстве случаев кадетские классы ассоциируются с военными. Но мы не ставим целью поступление наших учеников только  в военные ВУЗы. Служение Отечеству на гражданском и военном поприще, качественная подготовка гражданина своего Отечества, вот основа воспитания и образования в кадетском корпусе. И география и краеведение способствует выполнению этих задач в полной мере.
      В школе созданы условия для использования новых современных технологий. Мой класс, кабинет географии,  оборудован в соответствии с современными требованиями. Организовано рабочее место учителя, которое состоит из компьютера, интерактивной доски, мультимедиапроектора, подключения к локальной сети и Интернет, планируются компьютеры для работы учащихся. В настоящее время поступило около 70 интерактивных карт и большое количество электронных пособий, переносная  метеостанция – все эти средства позволяют расширить формы и методы работы на уроках.
         С начальной ступени обучения (1- 4 классы) становится актуальным  воспитание  любви к близким, к дому, школе.  Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте  происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе  любви к Родине. Стремление служить  своему народу, своей стране, чувства национальной гордости не возникают у людей сами по себе. Учителя  начальной школы  стараются, чтобы при переходе в школу II ступени дети  уже имели  определенный уровень краеведческого образования. Поэтому на своих уроках географии большое внимание я уделяю  патриотическому воспитанию.
В среднем и старшем звене мы более подробно изучаем, какой вклад внесли военные профессионалы в географические исследования. Русские мореплаватели, которым Отечество и мир обязаны многими открытиями, в абсолютном большинстве были офицерами и адмиралами военно-морского флота. Широко известны имена адмирала Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.В. Лазарева, капитана-командора В.И. Беринга, генерал-фельдмаршала В.М. Головина, лейтенанта Л.А. Загоскина, поручика Г.Я. Седова и многих других. Из 492 наиболее известных русских мореплавателей и географов около 300 – офицеры. Из 178 человек, чьи имена остались на географических картах, 130 офицеров.
Среди исследователей суши также преобладают офицеры: капитан К.А. Арсеньев, выпускник военно-медицинской академии А.В. Елисеев, участник обороны Севастополя Е.П. Ковалевский, поручик П.К. Козлов, выпускник Омского кадетского корпуса Г.А. Потанин, генерал-майор Н.М. Пржевальский. Такие науки как геодезия, гидрографика, гидроакустика, метеорология, картография развивались в России благодаря знаниям и опыту офицеров русской армии и флота. В этих областях науки наиболее весомый вклад внесли ученые, бывшие генералы и офицеры  Вилькицкие, Д. Ловцын,  Ю. Шокальский. Мною была разработана серия уроков на тему «Великие географические открытия выпускников кадетских корпусов»:
1. Как воспитывали русского морского офицера.
2. Первая русская кругосветка (о И. Крузенштерне  и Ю. Лисянском).
3.Чокан Валиханов (кадет из Казахстана) –  (друг Г.Потанина, Ф.Достоевского, выпускника Сибирского кадетского корпуса, исследователя Западной Сибири);
4. Колчак А.В. - исследователь Арктики.
 Считаю, что незаслуженно забыты заслуги А.В.Колчака в области полярных исследований, гидрогеологии (окончил Морской кадетский корпус в 1894 году вторым по успеваемости и старшинству с денежной премией).
Особое место  в изучении географии нашего края мы отводим выдающимся людям, которые родились и выросли на территории Белгородчины. К 55-ю образования Белгородской области среди 8-классов была проведена игра-викторина «Знаменитые земляки». Ребятам заранее было дано задание по сбору материалов о знаменитых людях белгородчины, и по итогам этой работы была проведена игра. Особенно интересным  для учащихся  оказался процесс поиска информации о жизни: выдающегося инженера ХХ века В. Г. Шухова,  поэта-декабриста В. Ф. Раевского,  писателя-педагога В. Я. Ярошенко, М. С. Ольминского,  Н. Ф. Ватутина,  В.С. Абельдяева, Ф.И. Наседкина.
  Собранный материал предусматривает формиро­вание и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и пат­рио­тизма в процессе обучения и воспитания в кадетском корпусе, а также фор­мирование методического обеспечения функционирования системы пат­рио­тического воспитания кадетов.
Полезными  для меня оказались  материалы по дням воинской славы, победным дням России, которые я использую как на уроках географии, так и на классных часах.  В ходе урока я даю возможность учащимся выступить с  небольшими выступлениями или сообщениями по этим датам. Все это способствует закреплению у детей знаний о защитниках Отечества, пробуждает интерес к истории и географии Ро­дины.
 При изучении  Восточно-Европейской равнины обязательно вспоминаем о Курской битве.  Отмечаем, что эта победа имела огромное значение, и то, что в память об этом событии созданы музей – диорама в г.Белгороде, музейный комплекс на Прохоровском поле  (мы посещали все эти памятники).
В старшей школе учащиеся кадетских  классов изучают  специальность «Аварийно – спасательное дело», в курс которого обязательно включены изучение особенностей тектонического строения Старооскольского района и возможности возникновения природных и техногенных катастроф, предупреждение их и способы ликвидации. Совместно с учителем ОБЖ Жилинковым В.П. мы проводим интегрированные уроки географии – ОБЖ. Также не раз с учащимися посещали музей СГОКа, со смотровой площадки видели огромные размеры карьера, после чего дети собрали материал «Влияние открытых карьеров на окружающую среду».
 Помимо всего этого можно перечислить и другие условия способствовавшие развитию моего опыта по  воспитанию патриотизма: всестороннее использование возможностей уникального природно-техногенного комплекса Белгородской области, появление технической возможности в образовательном учреждении (интерактивная доска, компьютер, подключение к локальной сети, Интернет).
         Ведущая педагогическая идея моей работы: повышение познавательной активности обучающихся на основе применения новых информационно – коммуникационных  технологий обучения. 
Эти современные методы и средства обучения обладают высокими дидактическими возможностями, несут в себе огромный мотивационный капитал, соответствуют принципам индивидуализации обучения и позволяют учитывать психологические особенности школьного возраста.
Современный урок я не представляю  без использования мультимедиа, компьютера, Интернета, ведь это  и банк справочного материала, и средство управлением учением ученика через  подачу определенных логически обоснованных порций информации, и тренажер для   учащихся – сейчас это очень актуально – так как дети готовятся  к экзамену в форме ЕГЭ. Кроме того компьютер – это динамическое средство условной наглядности,  материал  для  самостоятельной исследовательской работы, средство  организации игровой ситуации – например, ту же викторину по Белгородской области можно провести в разных формах: если времени  недостаточно -  в виде тестирования на уроке, если  время есть  -   в игровой форме.
Обучающиеся с удовольствием работают над созданием  презентаций, проектов. В прошлом году наши ученики участвовали в создании проекта: «Растения меловых склонов, как особо охраняемые территории  Белгородской области», в этом году мы   участвовали уже в  создании двух проектов: разработка туристско-краеведческого маршрута «Улицы нашего  города»   по ул. Наседкина и улице Абельдяева  (за большие заслуги перед Родиной Василий Семенович награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны и орденом «Знак Почета», и 4 медалями, Абельдяев В.С. - почетный гражданин г. Старый Оскол);  2-ой год участвуем в городском  проекте «Эрудицион + IQ». В данный момент мы участвуем в создании проекта по экологии, в конкурсе мультимедийных проектов.
        Тематические мероприятия «Мой край - родная Белгородчина» постоянно проводятся в нашей школе: классные часы, викторины, выставки рисунков, посвященные различным датам: годовщинам образования Белгородской области - 6 января, освобождению города Старый Оскол - 5 февраля (этой дате каждый год в начале февраля в школе посвящена военно-патриотическая игра «Ратник»). Среди этапов этого соревнования есть определение маршрута движения  по плану местности, определение азимута, знание топографических знаков. По окончании игры «Ратник» ребята сделали вывод: от знания и умения «воина» будет зависеть  жизнь не только его самого, но и его «боевых» товарищей. Вот почему так необходимы каждому человеку прочные и глубокие знания географических основ.
Работа по изучению родного края началась в школе не год  и не два назад, а с момента основания школы.  Сохранились  материалы конца 70-х годов.  В отсутствие учебников по  географии  Белгородской области  собрали  тематические папки для учеников 8-9 классов.  Сами  разработали атлас   Белгородской области. Сейчас у нас имеется электронный атлас Белгородской области, что в значительной степени облегчил работу на уроках по изучению, не только своей области, соседних регионов. Мы и сейчас продолжаем изучать нашу малую родину - географическое простран­ство и социальную среду, где наши ученики родились, растут и воспитываются.
А. Твардовский писал: "Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей, пусть скромной и непритяза­тельной красотой,  предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и милой Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и — в великом целом своем — для всех одна".

Библиографический список
1. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. Волгоград, 2004.
2. Галева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии.
3.       Материалы из Краеведческого музея
4.       Панчешникова Л.М.  Методика обучения географии в школе. – Просвещение, 2003, с-165
5.       Федеральный Закон «О днях во­инской славы и победных днях Рос­сии»

____________________________

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ КАЗАЧЕСТВА
Лихушина Н.И.,
учитель географии,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19
с  углубленным изучением отдельных предметов»
                                                

Неграмотный не научит читать, а кроту не воспитать орла!
Народная мудрость

              Сегодня только ленивый не говорит  о духовном кризисе  в России, который выражается в падении нравов, росте преступности, отсутствии патриотизма у молодого поколения. На этом фоне актуальной  становится проблема формирования национального самосознания, у подрастающего поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России. При этом все больше обращают внимание на школу,  а ведь основы духовности, нравственности закладываются с детства.
Семья – это ячейка общества, где происходит духовно-нравственное  становление человека. Историк, философ B.C. Соловьев, утверждал, что «нравственное начало народа» формируется  на основе таких ценностей, как супружество, родительство и родство.  Из поколения в поколение именно в семье воспитываются  умение различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний, уважение к предкам и к истории страны. Именно в семье начинается процесс социализации личности, закладывается ее фундамент. По словам Б.Т. Лихачева «…ребенок в своем подсознании основательно закрепляет неосознанные, но необходимые для жизни стереотипы».
Время вносит коррективы в образование и воспитание.
В нашей школе и кадетском корпусе «Виктория»  с 2008 года образованы кадетские казачьи классы, и с 2009 года я работаю в них. Идея создания классов казачьей направленности вызвана необходимостью формирования у подростков чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.
Казаки – особая  удивительная этносоциальная группа внутри русского этноса. Общественная организация, быт, культура, уклад, фольклор – всё это кажется, исконно русским и одновременно своеобразным. История казачества теснейшим образом связана с историей нашего края.  В исторических летописях известен термин «оскольский казак», он  встречается задолго до основания города. А в книге Никулова А.П. «Оскольский край» говорится, что наша «Казацкая слобода существует под таким названием в течение 400 лет» - в 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда.  Слово «Казацкая» превратилась в топоним,  и до сих пор не вышло из употребления. Несомненно, эта категория оскольчан принимала активное участие в сторожевой службе Усть - Ублинского острожка и составляла значительную часть городовых казаков, ездоков и вожжей.  Знать  историю казачества невозможно без изучения опыта  воспитания  казака.
Казачья педагогика имеет свои особенности и отличия от других систем воспитания, что определялось военно-пограничными условиями жизни. Общеизвестно, какое значение казаки уделяли воспитанию подрастающего поколения. Оно производилось в нескольких социальных институтах: семье, станичной общине и казачьем войске. Важнейшим  было, как мы бы сказали сегодня,  физическое, религиозное и патриотическое воспитание.    
 У казаков всегда существовал культ семьи, ведь именно в семье происходит становление  личности. Главой семьи всегда считался муж, отец, если по какой, то причине они отсутствовали – то главной в семье становилась казачка. Очень часто эти бесстрашные женщины сражались, защищая свой дом, станицу  рядом с мужьями. Большое значение старшее поколение придавало воспитанию детей: «Казака надо воспитывать с самого детства!» - считали деды и прадеды. С самого раннего детства закладываются непререкаемые основы: ребенок должен развиваться физически, духовно и нравственно одновременно.
Воспитание всегда четко соотносилось с возрастными особенностями. Как правило, с 3-5 лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10 лет. Рукопашному бою учили с 3 лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. Ответственность казака перед миром наступала очень рано, с семи лет. Как этого не хватает современным мальчишкам! В 7 лет мальчика второй раз ритуально стригли, после бани он шел к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он последний раз ел детские сладости, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Старшие братья придирчиво осматривали его одежду и выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! – говорили они, - учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!». С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (а если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». Рано казаков и приучали к труду: уже с 3-5 лет они стерегли гусей, свиней, ездили в поле верхом на лошадях, приучали к сельскохозяйственным работам, девочки в основном, занимались садом, огородом, приучались к рукоделию. Уже в  десять лет мальчик должен  уметь запрягать  коней, прополоть сорняки в огороде,  пасти скот, коней в ночном.  В двенадцать джигитовал на коне не хуже взрослого.  В труде ковалось умение справляться с трудностями. С ранних лет дети усваивали мудрость: «Работящим рукам нет цены». Честный труд, честная служба являлись показателем духовной силы,  порядочности и благородства казаков. При подготовке  к  военной службе физическая подготовка занимала главное место. Многие детские игры включали в себя бег, прыжки,  метание предметов. Мальчиков специально учили плавать, скакать верхом. Старики в шутках-играх передавали воинские мудрости.  С малых лет родители собирали ребенку будущее снаряжение. С десяти лет мальчик мог присутствовать на казачьем кругу, так закладывалось великое  чувство ответственности и сопричастности общему делу.
 В четырнадцать лет казачку покупали жеребенка, и он сам следил и ухаживал за ним.  В девятнадцать лет казак имел полную экипировку и был готов к службе в своем войске.  Гордостью казака всегда была его шашка,  ее,  как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закаленным юношей.  Проводы казака на службу и встреча с войны – большой станичный и семейный праздник. Семья и одностаничники спешили разделить эту радость, подчеркивая тем самым, что быть воином и стоять на страже семьи и Отечества –  почетная обязанность и долг каждого настоящего казака.  Осознание долга играет важную роль в личной и общественной жизни.  «Быть честным – значит держать данное слово» – внушали старшие казачатам.  Семьи были глубоко патриархальны, разводы осуждались, большим уважением в них пользовались  старшие. Любой взрослый станичник мог сделать замечание, указать на неприглядное поведение. Ребенок, приученный к почитаю старших, покорно воспринимал и исполнял сказанное. Общественный характер воспитания проявлялся в том, что важную роль в воспитании играли  крестные ребенка, иногда даже большую роль, чем его родители. Сироты получали статус «атаманских детей», о них заботилась вся община, проводя обряд «взятия под шинель».
    Таким образом, главными средствами воспитания являлись труд, военно-спортивные мероприятия, учение. Традиционно строго регламентировалось поведение всех членов семьи, что поддерживало групповую сплоченность и самоорганизацию.
 Вместе с тем это комплекс педагогических методов, основанных на православии, духовных потребностях личности как основы мотивации ее поведения. Вера в Бога являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке в казачьих семьях, поэтому особое значение уделялось изучению православия. В древних источниках рассказывается, что в местах проживания казаков было столько церквей и храмов, сколько не было во всей древней Руси. Переезжая целыми хуторами или станицами, казаки разбирали деревянные церкви и перевозили их с собой, а на новом месте они сначала собирали храм, а потом строили остальные здания.
Патриарх Кирилл подчеркивает, что «казаки всегда были особым образом связаны и с Отечеством, и с Церковью»…. ни одно воинское подразделение в своем уставе не связывало принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество».  В «заповедях казачества» сказано: «в труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим господу через служение народу своему, России и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни!».
  Патриарх объявил День иконы Донской Божьей Матери  (1 сентября по новому стилю) праздником православного казачества. В этот день в нашей школе проводятся торжественное построение кадетского корпуса и классные часы, посвященные иконе Донской Божьей Матери.
Таковы особенности семейных ценностей казачества.
Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Сегодня девочки имеют модели женского поведения в избытке, у мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием, особенно в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Дефицит мужского внимания особенно сказывается на подростках. Этот дефицит общения можно компенсировать мероприятиями, проводимыми совместно с казаками.
     В том, что современные казаки не уступают по своим моральным качествам историческим казакам, мы с ребятами видим на встречах  с атаманом Старооскольского казачества Болговым В.М. во время классных часов, на концертах ансамбля казачьей песни «Воля», руководит которым прекрасная женщина, знаток казачьего фольклора Рыбалченко О.П., которые бывают у нас довольно часто, на различных мероприятиях.
                 Воспитание – забота о будущем. Изучение традиций казачества способствует духовно-нравственному развитию современных подростков. Надеемся, что те ценности, которые формирует кадетская школа, станут со временем социальными отношениями, которые станут нормой в нашем формирующемся гражданском обществе. 




Список литературы

1.      НиколаенкоИ.Н.  «Этические принципы воспитания в казачьей семье»
2.     Шамбаров В. «Путь воинов Христовых»
3.     Астапенко М. П. Край донской казачий… — Ростов н/Д: 1994.
4.     Винников Н. Парадоксы донской истории — Ростов н/Д: 2005.
5.     Корягин С. В. Генеалогия и семейная история Донского казачества




Интернет-ресурсы


                                 



Комментариев нет:

Отправить комментарий